27-28 мая Институт инженерной педагогики ТПУ провел семинар \"Электронные дидактические материалы в инженерном образовании\". Идея проведения мероприятия возникла в связи с тем, что создание и использование электронных средств, включая мультимедийные, телекоммуникационные и компьютерные, получают всё больше распространение.
Ещё более актуализируется проблема их использования в связи с серьезными изменениями в самом педагогическом процессе, ориентацией его на получение студентами новых профессиональных компетенций, развития в университете активных методов обучения с акцентом на самостоятельную работу. Поэтому уровень подготовки специалистов в значительной степени зависит от того, как владеют современными педагогическими технологиями сами преподаватели, включая ИКТ-компетенции.
В этом смысле то, что Институт инженерной педагогики инициировал проведение научного семинара - шаг и своевременный, и необходимый. В постановочном плане контуры проблемы обозначил директор института и заведующий кафедрой педагогики профессионального образования Михаил Григорьевич Минин.
Актуальность проведения семинара определена необходимостью инновационного развития информационно-образовательной среды университета, модернизации комплексов учебно-методических материалов, используемых для обеспечения образовательного процесса с целью обобщения опыта создания и использования электронных дидактических материалов (ЭДМ), выработке принципов формирования общеуниверситетского фонда ЭДМ, критериев оценки их качества.
Институт инженерной педагогики ведёт работу по повышению уровня информационной компетентности преподавателей университета по ряду направлений: основы информационной компетентности преподавателей вуза; создание информационно-образовательных ресурсов на базе компьютерно-сетевых технологий (платформа WebCT); использование компьютерных технологий в учебной и научной работе.
В 2008 году открыто новое направление в рамках Инновационной образовательной программы - основы работы в OracleAS Portal10g: практикум проектирования персонализированной среды и ресурсов пользователя.
Процессы создания ЭДМ достаточно активно реализуются в различных подразделениях университета, но до сих пор всё находилось в состоянии \"свободного полёта\", и каждый автор имел возможность делать всё под собственные нужды, что оправдано спецификой факультетов и институтов. И вместе с тем, не мешает остановиться в пути и окинуть системным взглядом всё, что сделано.
В итоге собрались все заинтересованные, чтобы рассказать и показать, кто и чего сумел достичь, с какими аспектами столкнулся, какими видятся перспективы и т.д., и т.п. Умышленно не стали выходить на региональный уровень, решив, что для начала нужно понять и разобраться, что называется, у себя в родных стенах, и определить пути, которые помогут обойти некие \"подводные камни\", а они - есть.
Надо заметить, что есть существенное продвижение в обучении молодых преподавателей и магистрантов. Только в этом году число выпускных работ по обсуждаемой тематике по программе \"Преподаватель высшей школы\" достигло сорока. Буквально в течение года кафедре педагогики профессионального образования удалось наладить эту работу (ответственный исполнитель - доцент, кандидат химических наук кафедры педагогики профессионального образования Г.Ф. Иванов), которая, в общем-то, была \"головной болью\" для многих кафедр. И сегодня можно говорить о том, что количество работ, выполненных магистрантами по созданию электронных средств обучения различного вида, выросло значительно по сравнению с предыдущим периодом. Нет сомнения, что это принесёт пользу университету.
Неожиданно для организаторов участие в семинаре приняло достаточно много представителей подразделений (около 90 человек). Первый день работы семинара прошёл под знаком докладов, в числе которых - \"Системы управления электронным обучением. Основные возможности системы Blakboard (WebCT)\", доцент, кандидат технических наук С.А. Горисев, \"Технологии National Instruments в промышленной автоматизации\", профессор, доктор технических наук С.В. Муравьев, \"Внедрение в развитие программно-сетевых комплексов современных САПР, как составляющая CALS-технологий\", профессор, доктор технических наук Г.И. Цапко, \"Лекции в режиме презентации: проблемы и перспективы\", доктор педагогических наук, профессор В.А. Стародубцев, \"Электронные учебные пособия по общетехническим дисциплинам. Особенности создания и использования\" и другие. В рамках второго дня семинара была организована презентация ЭДМ, признанных лучшими по итогам университетского конкурса \"Лучший электронный учебник\", состоялись мастер-класс и тренинг по новому презентационному оборудованию, приобретенному в рамках ИОП. Было проведено анкетирование участников семинара. Таким образом, получена обратная связь с заинтересованной аудиторией.
Так, например, на вопрос: \"Какие средства обучения Вы имеете возможность использовать в образовательном процессе?\" участвовавшие в анкетировании ответили: 95% используют настенную доску (мел, маркер); 48% - компьютерный класс или применяют компьютеры; один - интерактивную доску.
На вопрос: \"Какие программы повышения квалификации по направлению \"Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза\" представляют для Вас интерес?\" Были получены ответы: 10% - основы работы в OracleAS Portal10g; 13% - основы информационной компетентности преподавателей вуза; 30 % - создание информационно-образовательных ресурсов (платформа WebCT); 60% - системы разработки электронных учебных изданий, используемые в учебном процессе.
Участники семинара высказали ряд предложений по совершенствованию электронных дидактических материалов в ТПУ. В частности, было сформулировано предложение о создании коллекции лучших электронных дидактических материалов, разработанных преподавателями и сотрудниками ТПУ, включая работы победителей конкурсов \"Лучший электронный учебник и электронное учебное пособие\", \"Использование современных информационных технологий в учебном процессе\", \"Использование современных технологий чтения лекций\".
Одним из важных итогов семинара стало решение о том, что в 2009 году на базе ИИП и ИДО ТПУ необходимо подготовить и провести Всероссийскую научно-методическую конференцию по проблемам создания и эффективного использования в образовательном процессе электронных дидактических материалов.
Подготовил Н.С. Ефимов.