В начале июня одна из самых молодых кафедр Томского политехнического университета - кафедра \"Маркетинг и антикризисное управление\" отметила свой десятый день рождения. Возраст для кафедры старейшего технического вуза Сибири небольшой, однако за эти годы путь пройден достойный.
Началось все в 1998 году с предложения В.А. Бутенко (тогда декана Инженерно-экономического факультета) готовить дипломированных специалистов в области маркетинга. На тот момент готовили только бакалавров коммерции, которые не пользовались спросом у работодателей.
Сегодняшний заведующий кафедрой маркетинга и антикризисного управления, а тогда председатель Бюджетно-налогового комитета Томской городской думы и доцент кафедры экономической теории В.В. Ерёмин предложение принял. Ректор ТПУ Ю.П. Похолков поддержал инициативу, и 4 июня 1998 года был издан приказ о создании кафедры \"Маркетинг\".
О первых трудностях и победах - заведующий кафедрой Василий Васильевич Ерёмин:
- Любое начинание требует, прежде всего, кадров, поэтому спасибо кафедре экономической теории, которая передала нам ряд преподавателей. Кроме меня на новую кафедру перешли Людмила Владимировна Микитина, Людмила Владимировна Земцова, Татьяна Захаровна Артюхова. Можно сказать, что это и был костяк кафедры \"Маркетинг\". Те стандарты, по которым мы начинали работать, были в значительной степени нам не известны. Пришлось осваивать много новых специальностей и предметов. Позднее, когда начали делать свои выпуски, стало легче.
В конце 90-х годов Василий Ерёмин активно занимался арбитражным управлением, его практика и связи в этой сфере деятельности дали возможность открыть при кафедре центр по подготовке арбитражных управляющих. Чуть позже возникла идея открыть подготовку по специальности \"Антикризисное управление\", что и было сделано в 2001 году, тогда кафедра и получила свое сегодняшнее название - \"Маркетинг и антикризисное управление\" (МАУ). Сейчас кафедра одна из самых молодых в ТПУ, как в силу своего возраста, так и возраста ее сотрудников. Здесь средний возраст преподавателей составляет 42 года, а число педагогов пенсионного возраста вдвое меньше молодых.
Большая часть молодежи - выпускники кафедры. Всего за десять лет было сделано 8 выпусков и подготовлено 889 специалистов и бакалавров в области коммерции, маркетинга и антикризисного управления. Все эти годы преподаватели учились вместе со своими студентами.
- До 1992 года проблемы антикризисного управления не существовало вообще, - вспоминает Василий Васильевич. – Когда появились проблемы с банкротством, то возник вопрос: не нужны ли специальные знания в области регулирования деятельности предприятий. В то время я работал в Комитете по управлению государственной собственностью и руководил первым банкротством одного из транспортных предприятий Томска. Мы не знали, какие существуют критерии банкротства, какие показатели, количественные величины нужно применять, чтобы определить находится ли предприятие на стадии неплатежеспособности или нет. Тогда над этими проблемами работала вся страна: появился закон \"О несостоятельности (банкротстве)\", который уже претерпел три редакции, была открыта специальность по антикризисному управлению. О том, что есть такая наука маркетинг, мы узнали тоже в начале 90-х.
Тогда еще преподавали \"Политическую экономию\", и чтобы студентам рассказать о рыночной ориентированности предприятия, мы пользовались журналом \"Экономические науки\", который начал публикацию учебника Ф. Котлера \"Основы маркетинга\".
Позднее появились образовательные стандарты, а вслед за ними и учебные пособия. Преподаватели кафедры постоянно совершенствовали свои знания, изучая переводную и отечественную литературу, посещали семинары и обменивались опытом. Начиная с 2002 года, В.В. Ерёмин обучался в Высшей школе бизнеса Открытого университета Великобритании, где преподавались самые современные знания по маркетингу, эффективному менеджменту и управлению ресурсами. Преподаватели кафедры также повышали свою квалификацию.
- В основе наших знаний преобладали самоподготовка и самообразование Мы выписывали большое количество журналов по специальностям, их материалы лежали в основе большинства лекций. Потом стали появляться учебники, которые давали более обширные знания. Сейчас мы стоим вровень с московскими и санкт-петербургскими университетами в части того, что имеем самостоятельно изданные учебные пособия по проблемам, заслужившие одобрение Учебно-методического объединения на базе Торгово-экономического университета в Москве.
Перед кафедрой маркетинга и антикризисного управления стояли и другие важные задачи: преодолеть скептическое отношение к своим выпускникам. В этом во многом помогла практика, которая доказала, что компании с мировым именем, не производя ничего, получают огромные прибыли и известность за счет маркетинга. Люди поняли, что интеллектом, творческими посылами к потребителю, можно завоевать рынок, причем, абсолютно не обновляя производство.
Сегодня кафедра маркетинга и антикризисного управления является единственной в Томской области кафедрой, которая полностью самостоятельно ведет подготовку специалистов в области маркетинга и коммерции. Ее выпускники пользуются большим спросом у работодателей. Доказательство тому - неудовлетворенные заявки на распределение, кафедре просто не хватает выпускников, чтобы обеспечить всех желающих новыми кадрами.
- Вот и сейчас на стендах у кафедры можно найти объявления о найме, - продолжает заведующий кафедрой В.В. Ерёмин. - Это связано с тем, что многие наши выпускники стали известными специалистами как в Томске, так и за его пределами. Например, система фирмы \"Лама\" построена благодаря нашим выпускникам.
Мы работаем с \"Омегой\", \"Томским заводом резиновой обуви\", ОАО \"Манотомь\", кондитерской фабрикой \"Красная звезда\", буровыми компаниями. К нам часто обращаются сетевые продовольственные компании и представители пищевого продовольственного рынка. Специалисты по антикризисному управлению тоже пользуются спросом. Предприятия подошли к пониманию того, что они как врачи, которые могут поставить своевременный диагноз и дать рекомендации по излечению болезней, связанных с неплатежеспособностью.
Есть заслуги и на научном поприще. На кафедре открыта аспирантура. Как отметил Василий Васильевич, он считает хорошим достижением то, что уже защищены пять кандидатских работ, из них две защищены аспирантами под его руководством.
- Суть нашего научного интереса - это проблема инноваций вообще, инноваций на рынке, проблемы анализа конкурентных преимуществ на рынке. В этой связи мы анализируем проблемы, занимаемся отраслевыми подходами. Например, Татьяна Трубченко защитила диссертацию по конкурентным преимуществам лесопромышленного комплекса, Татьяна Селевич - по проблемам конкурентного анализа, диссертация Натальи Борщовой была посвящена проблемам конкурентоспособности образовательных учреждений, в том числе с применением коммерческих методов и форм обучения. Кроме того, мы занимаемся проблемами типов воспроизводства, особенно связанных с научно-техническим прогрессом. Это моя научная проблематика, по которой я защищал кандидатскую диссертацию. В принципе, с позиции экономической теории, мы не оперируем такими понятиями как инновации, мы оперируем типами расширенного воспроизводства. Хочу сказать то, о чем говорилось в 80-х годах (о техническом перевооружении, о реконструкции, об интенсивном типе воспроизводства) один к одному повторяется сегодня в отношении такого понятия как инновации.
В целом Василий Васильевич отметил, что существование такой кафедры в техническом вузе вполне оправдано.
Во-первых, политехнический не носил бы гордого звания университет, не будь у него гуманитарных и экономических дисциплин. Во-вторых, престижные специальности в области маркетинга и коммерции были нужны ТПУ для привлечения внимания и коммерсантов, и абитуриентов в сложные 90-е годы.
- И последнее, - добавляет Василий Ерёмин. – Сегодня мы много говорим об инкубаторах, инновационных образовательных программах и т.д., но почему-то мы не говорим о направлениях коммерциализации этого научного продукта: как продать его, и кому он нужен? Ну и что, что у нас патентов много. А кто их купил? В связи с этим, мне кажется, что мы сегодня недоиспользуем ресурсы Томского политехнического. Я считаю, что какие-то краткие курсы в области коммерциализации научных исследований надо вводить на всех факультетах, так как только одного экономического подхода или менеджерского сегодня недостаточно. Выпускники ТПУ должны уметь продать себя, свои знания и таланты.
Сегодня кафедра \"Маркетинг и антикризисное управление\" ориентирована на передовые идеи и пытается их развивать. Результатом активной учебной и научной деятельности можно считать первое место среди кафедр экономического направления по итогам 2007 года. Такая высокая оценка особенно приятна в юбилейный год, когда подводятся основные итоги и строятся планы на будущее.
- В планах у нас продолжить публиковать монографии и издать свой учебник. Впервые хочу озвучить мое желание подготовить своего докторанта. У нас есть молодежь, которая могла бы защитить докторскую диссертацию по проблемам, связанным с маркетинговой наукой. Планируем начать более серьезную научно-исследовательскую работу среди студентов, подкрепленную хоздоговорами. Хотим создать лабораторию или центр по маркетинговым исследованиям, где студенты смогут работать и зарабатывать.
Также будем продолжать дальнейшее повышение квалификации сотрудников кафедры и стремиться к ее дальнейшему омоложению - готовить кандидатов наук. И конечно, продолжим работу, которую мы ведем в течение уже 9 лет - проведение конференции \"Энергия молодых - экономике России\". В этом году провели девятую конференцию и сейчас готовимся к десятой.
- Думаю, что 10 лет - это круглая дата. Всем нам есть чем гордится, поэтому не могу не поздравить всех доцентов, преподавателей кафедры, аспирантов и, конечно, наших выпускников, которые не забывают родную кафедру, и всегда нам помогают. Отдельно хочу сказать студентам, что они не зря сделали ставку на наши специальности. Успехов им в учебе!
Лариса БОГОМАЗОВА.