Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

От обязательного минимума до международного сертификата

Очередное заседание Ученого совета Института международного менеджмента, посвященное дальнейшему развитию языковой подготовки в ИММ, по сути, отразило новые подходы к совершенствованию языковой подготовки в институте.

На заседании, где были представлены и обсуждены рабочие программы и учебно-методические комплекты по всем аспектам языковой подготовки студентов и слушателей ИММ, присутствовали преподаватели и сотрудники ИММ, а также преподаватели, обеспечивающие языковую подготовку студентов и слушателей Института международного менеджмента. С особым интересом обсуждалась программа по профессиональному английскому языку; при этом единогласно были одобрены такие новые формы работы по изучению иностранного языка, как корпоративные семинары-тренинги в сфере общей и профессиональной коммуникации (менеджмент), консалтинг, мастер-класс и творческая мастерская. Вполне реальны дипломные работы специалистов и магистров на английском языке.

Решением Ученого совета Института международного менеджмента утверждены представленные программы, принята и одобрена идея интегрированного подхода к усовершенствованию языковой подготовки студентов и слушателей ИММ.

На сегодняшний день языковая подготовка в Институте международного менеджмента Томского политехнического университета отражает, прежде всего, потребности особой миссии ИММ, заключающейся в реализации образовательных программ, соответствующих требованиям мировой науки и высокого академического качества, а также требования, предъявляемые к профессиональной компетенции молодых специалистов в рамках развития международных отношений.

Этому во многом способствуют такие факторы, как интеграция России в мировое информационное поле; формирование единого мирового образовательного пространства; осознание необходимости взаимопонимания и сотрудничества в правовых, экономических, политических вопросах с народами Европы и мира.

В соответствии с миссией университета, необходимостью соответствия международным стандартам и новыми тенденциями глобального развития, базовым принципом языковой подготовки в ИММ является интегрированный подход к реализации учебных программ, сопоставимых с уровнем ведущих европейских университетов, а также изучение и активное использование в процессе обучения прогрессивных образовательных технологий. Интегрированный характер концепции заключается в неразрывности базовой и профессионально-ориентированной языковой подготовки, направленной на реализацию конкретных целей и задач: научить студентов читать, понимать, переводить текстовые материалы по экономическим проблемам (статьи, монографии, учебники и т.д.), обучить студентов навыкам общения на иностранном языке в иноязычной деловой среде, умению работать с иностранным деловым партнером, вести переговоры и обсуждать экономические и финансовые вопросы на иностранном языке и т.д.

Подобный подход позволяет осуществить подготовку специалиста, свободно владеющего иностранным языком как инструментом общения в деловом профессиональном мире, в соответствии со стандартами Министерства образования и науки РФ для вузов экономического профиля и требованиями общеевропейской системы уровней владения иностранным языком. Интегрированность базового и профессионального компонента предоставляет студенту выбор стратегии обучения: от обязательного минимума согласно государственному стандарту до возможности получения международного сертификата или диплома Государственного образца по профессиональному английскому языку.

В соответствии с этим, объем учебной нагрузки по базовому английскому языку, как одной из важнейших составляющих учебного процесса в ИММ, - 560 аудиторных часов за счет факультативных курсов практического английского языка; а рабочие программы в рамках базовой программы обучения английскому языку для студентов ИММ составлены с учетом аспектности и межкультурной ориентации преподавания АЯ: практическая фонетика, коммуникативная грамматика, практика устной и письменной речи, деловой английский язык, изучение культуры и истории стран изучаемого языка и т.д. В учебном процессе используются современные аутентичные и отечественные учебно-методические комплексы с привлечением большого количества дополнительных, постоянно обновляемых учебных ресурсов, которыми в достаточном количестве располагает медиатека ИММ. Обучение иностранному языку в ИММ осуществляется по уровням в зависимости от результатов входного тестирования. Важным элементом в реализации намеченных планов по усовершенствованию языковой подготовки в ИММ можно считать то, что свыше 50% студентов ИММ, параллельно с основным образованием, осваивает дополнительную образовательную программу \"Переводчик в сфере профессиональной коммуникации\", начиная с третьего года обучения. На сегодняшний день 75 выпускников получили дипломы о дополнительном образовании, показав высокий уровень владения знаниями, умениями и навыками на выпускном квалификационном экзамене. В настоящее время около 30% студентов проходят подготовку в рамках данной программы.

Преемственность базового и профессионального обучения в значительной мере способствовала разработке новой программы \"Профессиональный английский язык\", основанной на базово-модульном принципе. Сегодня специалистами ИММ проанализирована и пересмотрена структура обучения английскому языку, как на базовом уровне, так и в сфере профессиональной коммуникации; содержание каждого модуля или его отдельного фрагмента согласовано с преподавателями профессиональных дисциплин кафедры международного менеджмента. В настоящее время начата и ведется планомерная работа по формированию ресурсных пакетов по представленным модулям и приведение их к единому стандарту: \"Искусство ведения переговоров\", \"Мировая экономика\", \"Бизнес-презентации\", \"Межкультурный менеджмент\", \"Международные системы бухучета\", \"Управление проектами\". Большое внимание на данном этапе уделяется разработке новых форм тандемной работы преподавателей иностранного языка и специалистов кафедры международного менеджмента.

Все без исключения преподаватели английского языка успешно выполнили проект по повышению квалификации в рамках программы RESPONSE (апрель-июнь 2005 года) по преподаванию профессионального английского языка. Курс был организован при поддержке Британского Совета на базе Института инженерной педагогики ТПУ.

Для решения актуальных задач межкультурно-коммуникативного и образовательного процесса большое внимание уделяется изучению второго иностранного языка. Сегодня 30-35% студентов очной формы обучения Института международного менеджмента изучают французский, немецкий и китайский языки.

Важная роль в оказании помощи студентам и преподавателям в развитии навыков межкультурной коммуникации в сфере международного менеджмента с использованием новейших технологий обучения (аудио-, видео-, CD, спутниковое телевидение, INTERNET) принадлежит медиатеке - учебно-методическому, культурно-воспитательному и ресурсному центру ИММ. Регулярно пополняющаяся база УМК позволяет качественно улучшить и активизировать самостоятельную работу студентов. Постоянно действующие научно-практические семинары для преподавателей, популяризация современных технологий обучения значительно повышают профессиональный уровень академического коллектива студентов и преподавателей, что, в конечном итоге, вносит серьёзный вклад в совершенствование разнообразных форм учебно-методической работы.

Интегрированный характер обучения иностранному языку активно подкрепляется комплексом мероприятий по внеаудиторной работе студентов и преподавателей. Наиболее популярными формами деятельности являются киноклуб, лекторий, уроки-презентации, традиционный Шекспировский вечер, семинар-практикум переводчиков. Данные мероприятия позволяют значительно повысить интеллектуальный, языковой и коммуникативный уровень студентов ИММ. Обязательный зачет по английскому языку для первокурсников в первом семестре проходит в форме театрализованного представления \"Christmas Party\"; это еще одна добрая традиция, сложившаяся в результате более чем десятилетней работы коллектива преподавателей и студентов ИММ. Страноведческий лекторий и кинолекторий, основанный на просмотре, анализе и обсуждении художественных и документальных фильмов, завоевали заслуженную популярность среди студентов ИММ. Особенно познавательно и интересно проходят заседания лектория с участниками программ академической мобильности.

Важным моментом в успешной деятельности ИММ является личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка. Студенты, преподаватели иностранного языка, сотрудники медиатеки, преподаватели специальных дисциплин – это команда единомышленников, которую характеризует высокий профессионализм, творческий подход к учебному процессу, неустанный поиск, взаимопонимание, активная жизненная позиция.

В заключение необходимо еще раз отметить, что подобная исторически сложившаяся реальная практика интегрированного подхода к языковой подготовке студентов Института международного менеджмента полностью соответствует идее развития инновационного образования и совершенствования системы углубленной языковой подготовки студентов и сотрудников университета.

НИКОЛАЕНКО Н.А., ПРЕЦ Л.И.