Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

История продолжается

Кафедра немецкого языка своим многолетним существованием, активной и полезной деятельностью в сфере обучения и воспитания студентов всех факультетов ТПУ заслуживает общественного признания и организации юбилейного праздника 14 июня 2007 г.

Сколько лет кафедре НЯ? Есть разные точки отсчёта. Архивные документы говорят о том, что иностранные языки в вузах технического профиля преподавались всегда. В 1929 г. были организованы кабинеты иностранных языков, при которых факультативно преподавались немецкий, латинский и английский языки. Стране требовались специалисты высокого класса со знанием иностранных языков. В 1934 г., после слияния отраслевых институтов в единый - индустриальный, впервые создается общая кафедра иностранных языков, которая несколько лет относилась к горному факультету. Заведующей кафедрой была назначена Гутовская В.Н., а с мая 1945 по 1950 год общей кафедрой заведовала Гладкова В.М.

Из приказа № 291 по Томскому индустриальному институту им. С.М. Кирова от 13 июня 1937 г. узнаем следующее: “Декана общетехнического отделения, профессора Соколова И.А. назначить председателем испытательной комиссии”.

Из истории нашей страны известно, каким тяжёлым и опасным для многих людей был 1937-й год. На плечи преподавателей иностранных языков возлагалась большая учебная нагрузка, обязательная общественная работа. Требовалось строжайшее исполнение трудовой дисциплины. Постоянно надо было доказывать свою политическую благонадёжность.

Репрессии коснулись и преподавателей: была арестована Горбачева Е.Е., посажена на грузовую машину и куда-то увезена. Дальнейшая её судьба не известна.

Долгие годы большинство студентов изучали в основном только немецкий язык, поэтому костяк кафедры составляли немецкоязычные преподаватели. Кадровым сотрудникам ТПИ-ТПУ знакомы такие имена, как Гладкова В.М., Афраймович С.Л., Мягкова Н.П., Беккер Г.П., Шаметат Л.М., Дульзон Э.А. (проживает в Германии), Мишарина О.Г., Стародубцева К.А., Редошкина Л.П., Горбатенко А.В., Машукова И.И. и др.

В 1950-м году произошло формальное разделение общей кафедры на две самостоятельные. Кафедрой немецкого языка оставалась заведовать Гладкова В.М., а кафедрой английского языка - Афраймович С.Л. Перед обеими кафедрами стояли общие задачи по обучению студентов чтению и развитию навыков устной речи в пределах определённых тем, а на старших курсах - чтению оригинальной литературы по специальности.

Строго обязательным было идейно-политическое воспитание студентов средствами иностранного языка. Многие преподаватели иностранных языков прошли школу Гладковой В.М. По тому времени она имела блестящее образование: окончила Томскую женскую гимназию с французским языком, затем - курсы немецкого языка на педагогическом факультете при ТГУ, а с 1937 по 1941 гг. без отрыва от работы обучалась на факультете английского языка при пединституте и экстерном сдала госэкзамены на одни пятерки. В 1955 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания иностранного языка и заведовала кафедрой до 1963 года.

Это была красивая женщина. На работе была требовательна, строга, но справедлива. Пользовалась огромным авторитетом в институте. Валентина Михайловна оставила глубокий след в душах всех тех, кто имел счастье общаться с ней и работать под её руководством. Она скончалась от инфаркта в ноябре 1992 года, не дожив один месяц до своего 90-летия.

После Валентины Михайловны в разные годы заведовали кафедрой Тернова Э.А., Печёнкина (Дульзон) Э.А., Машукова И.И., Аксёнова В.А., Гуляева С.В., а с 2003 г. по настоящее время - к.п.н., доцент Елена Константиновна Прохорец. С 2004 по 2006 гг. её временно замещала И.Н. Хмелидзе.

Кафедры иностранных языков, кроме горного факультета, относились также к ЭРУ, АСФ, АЭМФ, ГФ, а в последние годы был выделен факультет языковой коммуникации. В настоящее время кафедра немецкого языка входит в его состав (директор Т.С. Петровская).

Сегодняшняя кафедра в своём дальнейшем развитии опирается на тот богатый опыт и определённые успехи, которые были достигнуты предыдущими поколениями.

С 1962 г. при кафедре были организованы курсы для сотрудников и студентов по обучению разговорной немецкой речи и переводу. Руководили курсами Штейнберг М.Я., Кононова И.М., Панышева С.Н., Скрипченко Э.В. Кафедра проявляла себя не только в учебно-производственной и научно-методической работе, но и активно проводила общественную работу, руководством которой занималась Н.С. Метальникова. Это организация лектория для студентов, вечеров к знаменательным датам, кружков, участие в работе педагогического общества. Обязательным было посещение общежитий, дежурство по праздникам, участие в демонстрациях 1 мая и 7 ноября, участие в уборке урожая и на строительных объектах. При этом средняя недельная нагрузка преподавателя составляла от 28 до 32 часов.

Научно-методическая работа кафедры состояла в составлении учебных пособий, методических рекомендаций, словарей-минимумов для студентов различных специальностей, методических разработок по лексическим и грамматическим темам.

На научно-методических семинарах заслушивались доклады и рефераты по проблемам методики преподавания иностранного языка в техническом вузе.

С 1974/1975 учебного года научно-методический семинар работал по четырём секциям. Преподаватели кафедры принимали участие в работе городского методобъединения, повышали своё методическое и педагогическое мастерство на ФПК и стажировках при ТГУ, ЛГУ, ЛПИ, МАМИ, МГИ, МиНиГе им. Губкина. Преподаватели имели возможность совершенствовать свои практические навыки в Германии на курсах германистов.

16 преподавателей кафедры прошли стажировку в Дрездене, Лейпциге, Берлине и других городах Германии.

Многие преподаватели награждены медалями за добросовестный труд (Гладкова М.В., Машукова И.И., Горбатенко А.П. и др.).

Основным направлением работы кафедры было внедрение в учебный процесс взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности. С этой целью проводилось совершенствование методических пособий по работе над различными видами чтения, устной речи и аудирования. Велись поиски внедрения НИРС и УИРС для активизации самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Практические пособия составлялись в рабочих группах: наглядные пособия, ролевые учебные ситуации, по тестированию и др.

В апреле 1995 г. был образован учебно-методический комплекс \"Немецкий язык\" в составе кафедры немецкого языка и \"Русско-немецкого центра образования и научных исследований при ТПУ\". УМК создан с целью дальнейшего совершенствования учебно-методического обеспечения и процесса преподавания немецкого языка на современном уровне.

С 1995 года на кафедре вводится новая технология обучения немецкому языку, а именно: комплектование групп по уровням знаний, поэтапное освоение учебного материала, использование аутентичных учебных материалов и зарубежных учебников, ориентация на личностно-деятельностный и коммуникативно-ориентированный подходы, а также сертифицирование знаний, умений и навыков на основе тестирования по всем видам речевой деятельности.

С 1998 г. на кафедре осуществляется экспериментальное обучение на факультетах: ИЭФ, АЭМФ, ГФ, ЕНМФ, основная цель которого - практическая реализация системы многоуровневой углубленной подготовки студентов на основе личностно-ориентированного подхода. С июня 2000 по 2003 год кафедра НЯ называлась кафедрой немецкого языка и технологий обучения (НЯТО).

Сегодня на кафедре НЯ работают 47 человек, из них 8 преподавателей имеют научные степени, 4 человека занимают должность доцента 14 разряда. Осуществляется углублённая языковая подготовка студентов всех факультетов с 1-го по 5-й курсы. Преподаватели кафедры постоянно повышают свою квалификацию, участвуя в международных конференциях и семинарах, проводимых по линии Гёте-института и DAAD, выезжают на стажировки в Германию, привлекают к проведению занятий носителей языка. Ряд молодых преподавателей активно занимаются научной работой, обучаясь в очной и заочной аспирантуре.

Кафедра развивает новое направление, которое проявляется в использовании проектных технологий и личностно-ориентированного подхода, когда в центре учебного процесса стоит студент как субъект, активный участник и организатор своей учебной деятельности.

Е.К. ПРОХОРЕЦ,
зав. кафедрой немецкого языка.