В соответствии со стратегией Томского политехнического университета, обозначенной в Комплексной программе развития, в 2010 году количество иностранных студентов, привлеченных на обучение в ТПУ, должно составить 500 человек. Вопрос равномерного распределения иностранных студентов по факультетам университета побуждает к постоянному поиску новых рынков сбыта образовательных услуг и расширению географии набора студентов. На сегодняшний день в ТПУ привлечено на обучение около 230 студентов из 15 стран мира, в том числе, Канады, Финляндии, Вьетнама, Китая, Индии, США, Японии, Южной Кореи, Колумбии, Германии.
Международный рынок образовательных услуг сложился в прошлом столетии, и сегодня в качестве крупных игроков с устойчивой репутацией можно выделить университеты Великобритании и США. Чтобы привлечь студентов, необходимо знать законы рынка и играть по тем же правилам, что и крупные игроки. Позиционирование Томского политехнического университета на международном рынке образовательных услуг в качестве университета, дающего высококлассное образование мирового уровня, возможно только через постоянное присутствие на международных образовательных выставках, проведение презентаций университета за рубежом, размещение рекламы в известных образовательных журналах вместе с университетами Великобритании и США. При личном общении с потенциальными студентами важен любой нюанс, от умения подать информацию о ТПУ, Томске, России и качественных рекламно-информационных материалов, до внешнего вида представителя университета и его манеры общения.
В 2005 году сотрудники Института международного образования представляли университет на международных образовательных выставках на Кипре, в Китае, Индии, Вьетнаме и на семинаре в Германии. Рекламные проспекты были распространены на выставке в США. Проведена массовая рассылка более 45
тысяч рекламных писем, направлены пакеты материалов в Росзарубежцентр для представительств университета в разных странах мира. В течение 2005 года реклама о ТПУ присутствовала в международных печатных изданиях \"Indian Student\", \"International Student\", \"Chinese Student\", \"Transnational Education\", которые распространяются по всемконтинентам мира, и на международных web-сайтах www.intstudy.com, www.internationaledu.net, www.intstudy.com/india. В рамках новейшего проекта на сайте www.e-netmarket.net среди 8 брошюр университетов США и Великобритании размещена электронная полноцветная брошюра ТПУ на английском языке.
Задача продвижения более 200 образовательных программ ТПУ на международный рынок достаточно сложная, данный рынок представлен множеством отличных друг от друга стран со своей культурой, менталитетом и потребностями. Различия в культуре и восприятии информации требуют отдельных специфических рекламно-информационных материалов и предложений для молодых людей разных континентов и стран. Способ подачи материала, цветовое решение, пакет предлагаемых программ и выделяемых преимуществ обучения в ТПУ для каждой потенциальной страны-поставщика носят эксклюзивный характер. Таким образом, базовый комплект рекламно-информационных материалов постоянно дополняется и совершенствуется с учетом специфики страны и региона, в которых проводится набор студентов. В 2005 году разработано множество рекламно-информационных материалов: от листовок до видеофильмов о международном образовании в ТПУ и брошюр на различных языках мира. Разработаны и введены в действие версии web-сайта ТПУ на китайском и чешском языках.
Рекламно-маркетинговая деятельность Института международного образования по продвижению образовательных услуг университета на мировой рынок в 2005 году привела к хорошим результатам: набор составил 62 человека, количество стран увеличилось на 5, что говорит о правильно выбранной маркетинговой стратегии и качественной работе дружного коллектива единомышленников. Но простые подсчеты показывают, что при сохранении такой тенденции число иностранных студентов к концу 2010 составит только 380 человек. Чтобы достигнуть целевого показателя - 500 человек, темп увеличения количества иностранных студентов должен составить около 10 человек в год, то есть необходимо ежегодно набирать на 10 человек больше, чем в предыдущем году. С учетом планируемого выпуска набор 2006/2007 учебного года должен составить 70 человек, в 2009/2010 учебном году уже 100 человек.
Для достижения запланированных высоких показателей необходимо постоянно совершенствовать рекламно-маркетинговую деятельность университета, учитывая положительный опыт предыдущих лет и осуществляя поиск новых возможностей и путей продвижения. Надеемся, что все планы на 2006 год осуществятся, и в скором будущем на всех факультетах ТПУ прибавится иностранных учащихся, а наш Томский политехнический займет достойное место в мировом рейтинге университетов-лидеров.
Коллектив Института международного образования желает всем коллегам и студентам успехов в Новом году и осуществления самых дерзких планов!