Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Первая Европейская

17-19 ноября уходящего года в университете Флоренции состоялась Первая Европейская конвенция деканов инженерных и технологических школ \"Настоящие и будущие - вызовы для инженерного образования и исследований в Европе\", организованная SEFI (Societe Europeenne pour la Formation des Ingenieurs) и CESAER (Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research). В работе конвенции приняли участие более 170 представителей инженерных факультетов европейских университетов. Ассоциацию инженерного образования России и Томский политехнический университет, соответственно, представляли О.В. Боев и А.И. Чучалин.

Работа шла по шести секциям. В день открытия, на секции \"Quality Assurance and Accreditation: Recent Developments in Europe\", первым из числа \"приглашённых\" был заявлен доклад проректора ТПУ, профессора Александра Ивановича Чучалина \"Competences of Engineering Graduates: Comparative analysis\".

- В своём выступлении - достаточно дискуссионном – я попытался примирить позиции EUR-ACE и CESAER, между коими есть определенные разногласия в части критериев оценки качества инженерных образовательных программ в вузах Европы. Так, университеты, ассоциированные в CESAER, не принимают тот факт, что в рамках проекта EUR-ACE не будут аккредитовываться программы первого цикла (бакалавриат), ориентированные на научные исследования. Университеты, входящие в Conference of European Schools for Advanced Engineering Education and Research, как следует из названия, ориентированы именно на фундаментальную науку и предлагают, безусловно, сильные исследовательские программы не прикладного характера. В рамках же проекта EUR-ACE разработаны стандарты, которые предполагают оценку степени готовности специалиста к вхождению в инженерную профессию с практической точки зрения - принятия обоснованных технических решений, соблюдения этики ответственности, способности учитывать экологические последствия того или иного инженерного проекта и т.д.

Естественно, столь разнонаправленные подходы, существовавшие на протяжении двух лет создания Европейской системы качества в инженерном образовании, имели некие определённые трения. Эту довольно существенную разницу изначальных посылов весьма \"некомфортно\" ощущал А.И. Чучалин : поскольку с одной стороны, он - член EUR-ACE (EURopean Accredited Engineer) Steering Committee и председатель Аккредитационного Совета Ассоциации инженерного образования России - участницы проекта EUR-ACE, а с другой - проректор российского университета, только что вступившего в CESAER.

Точки соприкосновения двух названных подходов и попытался найти докладчик в сравнительном анализе, проведенном для участников конвенции. По некоторым отзывам \"профессору Чучалину удалось, затронув столь тонкий вопрос, выполнить свою дипломатическую миссию и попытаться примирить позиции EUR-ACE и CESAER\". И даже вызывающий некую аллергию у европейской научно-образовательной элиты \"американский опыт\" в лице Washington Accord… сработал на примирение непримиримых.

Таким образом, все последующие доклады звучали уже в рамках того информационного поля, тон которому задал коллега из России. Всего было представлено 20 докладов:

  • от университетов Германии, Италии, Австрии, Финляндии;
  • университетских ассоциаций TU9, CESAER, SEFI, EUA, Conferenza dei Presidi delle Facolta di Ingegneria Italiane (CoPI) и других.

Безусловный интерес вызвал доклад второго дня, озвученный профессором G. Ballio, ректором Politecnico di Milano, от имени 33 членов ассоциации университетов T.I.M.E. (Top Industrial Manager for Europe). У членов ассоциации есть определённые наработки в области кооперации программ Double Degree (когда выдаются два диплома разных университетов) и Joint Degree (выдаётся один диплом, подписанный двумя ректорами), которые в последнее время получают всё большее распространение в европейской образовательной среде.

Не менее насыщенным оказался третий день. Организаторы пригласили к участию в работе конвенции промышленные компании, которые давно стали символом качества и высочайшей технологической дисциплины: Bosch, Hewlett Packard, National Instruments, SAVITRANSPORT и т.д. Участвовал в конвенции и представитель Всемирной Федерации Инженерных Организаций (WFEO).

Заключительный день работы конвенции прошёл под знаком того, что реальный сектор мировой экономики определил уровень и сформулировал требования к подготовке специалистов в области техники и технологий. В своих докладах промышленники говорили о том, какими они хотели бы видеть современные инженерные образовательные программы, какими компетенциями (с учётом новейших тенденций мировой экономики) должны обладать выпускники инженерных вузов и т.д. И это было чрезвычайно интересно.

С неменьшим интересом участниками была встречена заключительная лекция президента Хельсинского университета М.Pursula, который говорил об интернационализации высшего образования и о тех инструментах, которые позволяют развивать эту тенденцию. Интересно, что в числе задач, которые ставит перед собой Helsinki University, можно найти немало того, что созвучно курсу, заявленному Томским политехническим университетом и находит отражение в индикаторах Комплексной программы развития ТПУ на период 2006-2010 гг..

Ну а тот факт, что университет из далёкой сибирской глубинки следует в фарватере общеевропейских и мировых тенденций, говорит сам за себя…

Записал О.Н. Плотников