Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Преподаватели ТПУ – о работе и студентах

Алиса Безпрозванных

В марте-апреле 2012 года отделом социально-психологических исследований Информационно-исследовательского центра и Центром обеспечения качества образования Информационно-аналитического управления совместно с Учебно-методическим управлением было проведено социологическое исследование, целью которого являлось выяснение мнения преподавателей относительно успеваемости нынешних студентов ТПУ. Всего в опросе приняли участие 607 преподавателей ТПУ.

Успеваемость студентов является в настоящее время одной из актуальных проблем высшей школы. Несомненно, успешность решения этой проблемы зависит от всех участников образовательного процесса: как от самих студентов, так и от преподавательского состава вузов. В связи с этим особую значимость приобретает выяснение мотивационной структуры преподавательской деятельности.

Результаты опроса позволили выделить мотивационное ядро преподавательской деятельности: удовлетворение от процесса и результатов своего труда, сопричастность к подготовке молодых кадров (50,8%). Кроме этого, довольно значимыми и практически равнозначными для опрошенных преподавателей, судя по их ответам, являются материальный (работа по имеющейся профессии в рамках должностных обязанностей, гарантированное получение зарплат – 43,5%) и моральный аспект (возможность заниматься творческой и интересной работой – 41,9%). При этом выявлена весьма низкая значимость среди преподавателей-политехников статусного фактора: как престижности преподавательского статуса (11,6%), так и возможности иметь социальные привилегии, предусмотренные для сотрудников вузов (14,1%).

Задачи исследования включали также выявление эмоционального фона преподавательской деятельности ППС ТПУ, который во многом определяет психологический климат в вузе в целом и, как следствие, оказывает влияние на результативность образовательного процесса. Полученные результаты показали в целом весьма позитивную картину: абсолютное большинство опрошенных преподавателей нашего университета при общении со студентами испытывают положительные эмоции (суммарный показатель – 95,8%), что напрямую коррелируется с выявленным значительным показателем моральной удовлетворенности ППС ТПУ от собственной преподавательской деятельности (50,8%).

Одной из основных задач исследования являлось выяснение мнения ППС ТПУ о заинтересованности студентов в получении знаний.

Результаты опроса не выявили единодушного мнения преподавателей о нынешних студентах ТПУ. Так, практически равнозначны доли тех, кто позитивно оценивает их потенциал, отмечая в целом заинтересованность молодёжи в получении знаний (суммарный показатель – 41%), с одной стороны, и тех, кто, напротив, довольно пессимистично характеризует современных студентов, считая их слабо мотивированными к учёбе и ленивыми (суммарный показатель – 36,7%). Кроме этого, довольно большая группа преподавателей не смогли дать однозначную оценку (17,1%).

Помимо этого, преподавателям, принявшим участие в анкетировании, был задан вопрос, с чем связаны их ожидания от студентов в сфере учебной деятельности. Полученные результаты, на наш взгляд, вполне предсказуемы: преподаватели прежде всего, ожидают от студентов усвоения знаний (47,9%), больше самостоятельной работы (46,6%) и регулярного посещения занятий (45,6%).

При этом, напротив, менее всего преподаватели ждут от студентов проявления активности в плане их более частого обращения за консультациями и дополнительными разъяснениями (11,4%) и выполнения ими домашних заданий (11,3%).

Особый интерес представляло выяснение мнения ППС о наиболее значимых качествах современного преподавателя для нынешних студентов.

Как показали результаты исследования, респондентам присуще понимание того, что нынешние студенты ждут разностороннего проявления личности преподавателя в учебном процессе, однако приоритетным, по мнению преподавателей, всё же является высокий профессионализм и глубокие знания предмета (69,1%).

Кроме этого, довольно важно для студентов, как считают опрошенные преподаватели, проявление педагогического мастерства ППС: в первую очередь – адекватность требований/объективность оценок (38,9%) и способность научить «учиться» (37,9%). Считаем необходимым отметить также осознание значительной части преподавателей необходимости для студенческой молодёжи доброжелательного и уважительного отношения к ним (40,7%).

По мнению большинства преподавателей, неуспеваемость студентов обусловлена как объективными (низкий уровень подготовки студентов, недостаточность имеющихся знаний для дальнейшего освоения материала (63,2%)), так и субъективными факторами (собственная лень студентов (53,4%), систематические пропуски занятий (51,7%) и совмещение учебы с работой (47,9%)).

Однако обращает на себя внимание тот факт, что респонденты не склонны всю ответственность за неуспеваемость возлагать только на самих студентов, признавая и значимость личностно-профессиональных качеств преподавателей для успешной учебной деятельности: каждый пятый из них среди основных причин неуспеваемости студентов называет неспособность преподавателей вызвать интерес к своей дисциплине (19,1%). При этом остальная группа причин, связанная с преподавательской деятельностью, судя по полученным ответам, практически не значима (недостаточное количество учебно-методических пособий (3,2%), завышенный уровень требований со стороны преподавателей (3,3%), конфликтные отношения с преподавателем (3,8%).

Учитывая актуальность проблемы неуспеваемости и как следствие – отсев студентов, особую значимость представляет мнение ППС ТПУ о том, каким образом преподаватели в процессе своей педагогической деятельности могут повлиять на успеваемость студентов.

Полученные результаты демонстрируют осознание в среде ППС ТПУ значимости роли преподавателя в решении вопроса успеваемости студентов. Так, половина опрошенных считают необходимым проведение занятий в более интересной и доступной форме (54,2%) и применение индивидуального подхода к студентам (49,7%). Кроме этого, довольно часто респондентами отмечались актуальность следующих мер для улучшения успеваемости студентов: повышение информированности и мотивации студентов к участию в грантах, конференциях, конкурсах (29,8%), улучшение качества методических и учебных пособий (24,2%), увеличение объёма самостоятельной работы (24,1%), предъявление к студентам адекватных требований (23,7%) и увеличение времени, отведённого для консультаций (23,2%). Наименее же значимыми для решения проблемы неуспеваемости являются, по мнению опрошенных, взаимопосещение занятий преподавателями (9,9%) и увеличение количества методичес-ких и учебных пособий (7,2%).

ВЫВОДЫ

1. Результаты исследования показали, что в группе приоритетных мотивов преподавательской деятельности ППС ТПУ преобладают моральные факторы: удовлетворение от процесса и результатов своего труда, сопричастность к подготовке молодых кадров и возможность заниматься творческой и интересной работой. При этом также значим для опрошенных преподавателей и материальный аспект: работа по имеющейся профессии с гарантированным получением зарплаты.

2. Итоги опроса позволяют констатировать наличие благоприятного эмоционального фона преподавательской деятельности в ТПУ: абсолютное большинство опрошенных преподавателей нашего университета при общении со студентами испытывают положительные эмоции.

3. Полученные результаты исследования позволили зафиксировать противоречивый характер дифференциации мнения преподавателей о студенческой среде.ТПУ: практически равнозначны доли тех, кто позитивно оценивает потенциал студентов, отмечая в целом их заинтересованность в получении знаний, и тех, кто, напротив, считает их слабо мотивированными к учёбе и ленивыми.

4. Исследование показало, что в учебном процессе преподаватели, прежде всего, ожидают от студентов усвоения знаний, большего внимания самостоятельной работе и регулярного посещения занятий.

5. Как показали результаты опроса, сотрудникам нашего вуза свойственно понимание того, что современные студенты ждут разностороннего проявления личности преподавателя в учебном процессе, однако приоритетным для них, по мнению респондентов, всё же является высокий профессионализм ППС. Кроме этого, немаловажными для студентов являются доброжелательное и уважительное отношение к ним со стороны преподавателей, адекватность требований/объективность оценок и способность научить «учиться».

6. В ходе исследования выявлена группа основных причин неуспеваемости по мнению преподавателей: низкий уровень подготовки студентов, их собственная лень, систематические пропуски занятий и совмещение учебы с работой.

7. Полученные результаты показали, что сотрудникам нашего университета присуще осознание важности роли преподавателя для повышения успеваемости студентов. Решению этого вопроса, по мнению респондентов, в первую очередь могут способствовать проведение занятий в более интересной, доступной форме и применение индивидуального подхода к студентам. Наименьшую актуальность для решения проблемы неуспеваемости представляют взаимопосещение занятий преподавателями и увеличение количества методических и учебных пособий.