Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Эксперт уполномочен заявить…

Ольга Щукина

Во исполнение приказа ректора ТПУ от 12. 04. 2012 г. «В целях повышения эффективности формирования и реализации программ развития университета» создан Институт экспертов. О том, какая роль отводится экспертной деятельности в системе управления нашего вуза, комментарий начальника Информационно-аналитического управления Сергея Могильницкого.

Мотивы создания

Необходимость создания Института экспертов продиктована объективной потребностью в независимой экспертизе качества нашей деятельности, как в области науки, так и в области образования. К тому же это – требование времени. Я только что вернулся из Ростова-на-Дону, где мы с коллегами из ведущих российских вузов обсуждали проблемы взаимодействия федеральных и национальных исследовательских университетов с регионами России и отраслями народного хозяйства. В частности, представитель Дальневосточного федерального университета высказался о насущной потребности в сообществе экспертов, которое бы оценивало деятельность вуза, разрабатывало рекомендации по его развитию, делало прогноз потенциальных рисков и т.д. ТПУ и в этом направлении, как всегда, на шаг впереди. Если где-то только говорят об этом, у нас такой институт уже работает… Надо сказать, что в мировой практике широко распространено создание таких сообществ.

Цель и задачи

Цель – получение объективной информации о всей нашей деятельности из надёжных источников. Это, прежде всего, работа в рамках приоритетных направлений развития (ПНР), оценка ключевых проектов научно-образовательных институтов, а также направлений развития вуза, не входящих в ПНР, но важных для нас, к примеру, оценка перспектив развития вновь образованного ИСГТ и др. Экспертное сообщество будет работать не только в рамках выполнения Программы НИУ. Под его профессиональным «оком» будет находиться и выполнение ряда постановлений Правительства, и программы ресурсоэффективности, проект которой скоро будет готов и вынесен на обсуждение, и КПР-5. Разумеется, помощь сообщества столь компетентных людей нам необходима: с высоты своего положения они могут сказать, в правильном ли направлении мы движемся, не нужно ли слегка поменять курс или внести какие-либо коррективы.

А судьи кто?

Эксперты, которых мы внесли в банк и утвердили приказом ректора, вошли в три группы: внутренние, внешние – в рамках России, и зарубежные эксперты. Профессора Ушаков, Усов, Похолков – это наши внутренние эксперты. Из внешних экспертов в области образования – коллеги по цеху: Кориков из ТУСУРа, Подураев из МОССТАНКИНа, Шаповалов из ТГУ… Если брать иностранных, можно назвать профессора Баумбаха из Карлсруэ, давнего друга ТПУ. В научной деятельности наши внутренние консультанты – это наши профессора, заведующие кафедрами: Ямпольский, Потылицин, Заворин и др. Из внешних – фигурируют фамилии Воропай, Тарасенко, Багров – это действительно эксперты, величины в сфере своих научных интересов. Из иностранцев в этой области экспертами выступают хорошо нам всем известные профессора Уемура, Мюллер, Крёнинг. Есть в списке экспертов представители крупных промышленных предприятий, бизнес-структур. Мы надеемся с помощью этих людей сформировать нашу дальнейшую стратегию развития – авторитеты из мира науки смогут сравнить внешние (мировые) тренды развития с трендами внутри вуза. Замечу, что Институт экспертов – это виртуальная структура, работающая в режиме оперативного управления и на постоянной основе. Большинство экспертов не являются нашими сотрудниками, кроме, разумеется, внутренних экспертов. Когда нужно произвести какую-либо экспертизу, с ними будет заключаться соответствующий договор, предлагающий по разработанным нами критериям оценить действия вуза в том или ином направлении.

Влияние на рейтинги

Если брать во внимание международные рейтинги, то они учитывают показатели, в которых критерий «наличие Института экспертов» как таковой отсутствует. Но ведущие европейские рейтинги, например QS, использует опрос академического сообщества и бизнес-сообщества. Вероятность того, что «нашему» эксперту будет задан вопрос «А вы знаете ТПУ в России?», очень высока. Стало быть, положительного ответа на него – тоже. Опыт нашего участия в рейтинге QS показал, что мы ещё недостаточно широко известны за рубежом. Так что создание Института экспертов – путь к узнаванию, что прямым образом может способствовать нашему дальнейшему продвижению в международных рейтингах.

Эффективность

Эффект от создания такой структуры невозможно предсказать, как подсчитать эффективность, к примеру, вложенных средств, когда на каждый потраченный рубль мы можем получить два… Но, без всякого сомнения, эффект будет, и эффект пролонгированный, не сиюминутный. Мы имеем дело с ведущими специалистами в своих областях знания – это раз. А два – мы только что создали этот институт, хотя определенные действия были предприняты задолго до того.

Легитимность обеспечена

Опыт привлечения внешних экспертов у нас уже есть. Эксперты из университета Карлсруэ работали ещё до формального создания этого сообщества. Договоренность об этом была достигнута во время визита нашего ректора в Германию в 2011 году. В ходе визита было принято решение о направлении ключевых проектов по ПНР на экспертизу немецким коллегам. И в начале 2012 года мы отправили «посылку» с аннотациями проектов. Кроме того, в прошлом году ТПУ посетил профессор Манфред Хорват, руководитель экспертного агентства из Австрии, он прослушал доклады проректоров-директоров НОИ о ключевых проектах, что явилось их своеобразной блиц-экспертизой. Т.е. мы в этом направлении и раньше работали, и теперь продолжаем. Только сейчас мы сделали этот процесс по-настоящему легитимным. Разработав соответствующее Положение, критерии оценки, создав базу данных, издав приказы, мы заложили тем самым формальные основы этой деятельности.