Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Обсуждали проблемы правовой культуры

На базе Томского политехнического университета в Студенческом технологическом бизнес-инкубаторе работала Всероссийская научная школа «Сравнительные исследования правовых культур».

Торжественное открытие прошло в формате дебатов: более 60 участников были разделены на 4 команды, с каждой из которых работали приглашенные эксперты: С. Ведяшкин, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой информационного права ТУСУРа, В. Мельникова, кандидат юридических наук, доцент кафедры природоресурсного, земельного и экологического права ТГУ, М. Билалутдинов, старший преподаватель Западно–Сибирского филиала Российской академии правосудия.

Студентам был задан вопрос: «Согласны ли вы с высказыванием Вольтера: «Свобода объявлять свои мысли составляет существенное право гражданина». Вопрос вызвал бурную дискуссию, к удивлению организаторов, студенты почти единогласно высказались о необходимости ограничения «неограниченной свободы слова». Поддержку участников дебатов получил также тезис о необходимости внедрения в молодёжной среде новых форм правового воспитания, какими, например, являются открытые дебаты.

В рамках Всероссийской научной школы прошёл ряд научных мероприятий: «круглый стол» «Формирование правовой культуры в современном правовом обществе», семинар «Формирование правовой культуры студентов как условие профессиональной мобильности и расширения коммуникативного пространства», семинар «Актуальные проблемы российской правовой культуры», дебаты в формате К. Поппера «Молодёжь и право», семинар «Лучшие научные и методические отечественные достижения в области правовых культур». На семинаре «Актуальные проблемы российской правовой культуры» (ведущие Н.А. Лукьянова, заведующая кафедрой социологии, психологии и права ТПУ, И.С. Хоменко, старший преподаватель кафедры социологии, психологии и права ТПУ) студенты обсуждали вопрос: «Что такое правовая культура и можно ли дать однозначное определение этому термину». В конце семинара ведущими был проведён блиц-опрос. Участникам предложили оценить степень своей уверенности в будущем по шкале от 1 до 9. Из 20 человек более половины установили планку от 6 до 8 баллов, что свидетельствует о достаточно высокой оценке стабильности государства.

Не менее интересно прошёл семинар для молодых преподавателей «Лучшие научные и методические отечественные достижения в области правовых культур». Обсуждались перспективы междисциплинарного подхода в формировании правовой культуры, методическое обеспечение воспитания правовой культуры у молодёжи посредством деятельности общественных организаций, коммуникационных технологий. Особо важной задачей, как отметили молодые учёные, становится формирование правовой культуры студентов и молодых специалистов в области техники и технологии. В ходе обсуждения участники пришли к выводу о том, что современная правовая культура представляет собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей.

По окончании семинара участникам Школы были вручены дипломы. Теперь наступает период «закулисной» работы: на заседаниях научного и редакционного комитетов будет формироваться сборник трудов участников, среди которых определены 5 статей для публикации в научных журналах, в т.ч. рекомендованных ВАК. Авторы лучших эссе награждены дипломами ТПУ.

Активное участие в работе Школы приняли представители студенчества и научной общественности Великого Новгорода, которое осуществляется, в том числе, в рамках заключенного договора о сотрудничестве при проведении научных и научно-методических мероприятий.

Работа Школы нашла положительные отзывы среди студентов и молодых учёных. По словам студентов, научные мероприятия в формате дебатов – наиболее интересный и живой способ донести информацию до молодёжи.

Среди организаторов школы были не только преподаватели, сотрудники ТПУ, но и студенты. Решение привлечь их к организационной работе было принято руководителем проекта Н.А. Лукьяновой: «Это хороший опыт организационной деятельности, позволяющий оценить плюсы и минусы работы начинающего менеджера». По мнению молодого организатора И. Исайкина, студента 4-го курса ТПУ, Школа прошла успешно: «Было достаточное количество участников. Но мне больше понравился 3-й день, были серьезные и интересные работы. Я только за такие мероприятия, ибо они позволяют выражать свою точку зрения, позволяют формировать и учат обосновывать свои убеждения по каким-либо проблемам.

Ну и, конечно же, это практика публичных выступлений, что всегда пригодится в жизни, да и для резюме полезно. Работа по организации мероприятия для меня – это отличный опыт в проектном менеджменте».

Заочное участие в Школе приняли студенты и молодые учёные из пяти федеральных округов России, особо хотелось бы отметить, что заявленная на Всероссийском уровне, она привлекла внимание представителей Польши и Монголии. Школа проводится в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России 2009–2013 гг.». Руководитель проекта – Н.А. Лукьянова..