Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Из матросов – в политехники

Татьяна Ртищева

Любая биография имеет одну точку отправления – дату рождения. Даты, особенно круглые, зачастую и становятся поводом для написания статей. К сожалению, все «датские» статьи похожи друг на друга, как счастливые семьи по версии Льва Толстого. По биографии Ивана Андреевича можно изучать историю страны, которая несколько раз меняла свои имена за его жизнь. Родился И.А. Балашёв 13 января (по старому стилю) 1892 года в Российской империи, а умер в Советском Союзе.

Его трудовая биография началась в 16 лет: ремонтный рабочий на железной дороге, ученик телеграфной мастерской, наконец, телеграфист на почтамте в Оренбурге. В 1913 году Ивану Балашёву пришлось сменить форменную тужурку телеграфиста на бушлат матроса Тихоокеанского флота. И хотя призван он был во Владивосток, но довелось послужить и на Балтийском флоте. Знание азбуки Морзе весьма пригодилось матросу Балашёву. На Балтику он попал в качестве радиотелеграфиста, а заодно и электромонтера.

О своей матросской юности, совпавшей с революционными потрясениями и Первой мировой, Иван Андреевич рассказывал впоследствии не только дочерям, но и студентам-политехникам. Томск в его судьбе появился только в конце 20-х годов. Уже после того, как он окончил Владивостокский учительский институт. Имея уже вполне приличную специальность, Балашёв все-таки решил мечту юности сделать былью. А мечтал он стать инженером-электриком. Не о карьере мечтал, а о профессии. Поэтому и приехал в Томск, ибо уже был наслышан о Сибирском технологическом институте как о кузнеце инженерных кадров. Когда он поступал на горный факультет, это был самый крупный факультет в институте, с яркой историей и замечательными профессорами.

Время учебы Ивана Андреевича в СТИ совпало с крупнейшими реорганизациями института, и студенту Балашеву пришлось надеяться на свою одержимость, чтобы завершить образование и получить глубокие знания по инженерным предметам и фундаментальным наукам.

Хотя диплом он защитил на тему «Переоборудование электростанции Томска», свои знания он недолго применял в городе, где учился. Молодой горный инженер Иван Балашёв отправился в Ленинск (ныне Новокузнецк), чтобы применить теорию «горного искусства».

«На должности главного механика треста «Ленинуголь» Кузнецкого угольного района Иван Андреевич совершил настоящий инженерный подвиг: под его руководством на всех шахтах района была проведена радикальная реконструкция технической базы, позволившая вывести район по уровню механизации на первое место по Кузбассу и повысить угледобычу более чем в два раза», – писал в своих воспоминаниях коллега Балашёва, Василий Федорович Куцепаленко.

Бесценный опыт по модернизации шахтного оборудования лег в основу кандидатской диссертации «Вопросы эксплуатации и испытания шахтных подъёмных установок», которую он защитил в 1932 году. «В связи с ростом стахановского движения, – писал диссертант, – в очень многих случаях производительность подъёма становится узким местом. А кратковременное прекращение работы подъёма немедленно парализует работу шахты». На ликвидацию этого узкого места и было направлено научное исследование Балашёва. Он предложил такие расчёты подъёмных устройств, которые увеличивали их надежность и безаварийность. Более того, они значительно экономили государственные средства, ведь подъёмные установки были одним из самых дорогих объектов в шахтном оборудовании.

К этому времени Иван Андреевич уже преподавал в родной Альма Матер на новой специальности «Горная электромеханика», читал лекции по курсам «Электрические машины», «Общая электротехника», «Подстанции и сети горных предприятий», «Рудничные подъёмные установки». Студенты его боготворили. Он был удостоен звания «Мастер педагогического просвещения». Иван Андреевич не только увлекательно читал лекции, он много внимания уделял научной работе своих молодых коллег. Так, он оказал существенную помощь будущему ректору ТПИ К.Н. Шмаргунову, когда тот писал диссертацию. А в 50-х годах активно помогал формированию исследовательской группы во главе с О.Д. Алимовым и в создании программ горно-буровой техники… для космоса. Вклад, который Иван Андреевич внес в развитие угольной промышленности Кузбасса, тоже был отмечен почетным званием. В 1948 году приказами двух министров – угольной промышленности и высшего образования СССР – ему было присвоено персональное звание горного директора.

Его докторская диссертация «Научные основы техники и методики промышленных испытаний рудничных подъемных установок», по сути, явилась продолжением кандидатской диссертации.

Великая Отечественная война застала Ивана Андреевича в должности декана горного факультета. И на его плечи свалилась обязанность… разрушать то, что строилось годами и десятилетиями. Горный корпус был отдан под госпиталь. Оборудование и технику из учебных аудиторий и лабораторий в спешке свалили во дворе главного корпуса. Под дождями и снегом оно разрушалось. Видеть такое безобразие Иван Адреевич спокойно не мог, и он организовал студентов-старшекурсников, чтобы спасти то, что ещё было возможно.

В год, когда специальность «горная электромеханика» отмечала своё 25-летие, доктор технических наук И.А. Балашёв, как декан горного факультета, выступил со статьей в газете «За кадры» от 31 августа 1954 года. Он писал: «Интересна и разностороння деятельность горного инженера-электромеханика. Цель, с которой создавалась специальность – внедрение автоматизации и механизации в процессы угледобычи. Эта профессия требует творческого подхода». По сути, статья стала завещанием профессора Балашёва будущим поколениям политехников. Через два года Ивана Андреевича не стало. Но остались его труды, ученики и благодарная память о нём.