Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Трамвай для родного города

Те, кто оказались в Томске на проспекте Кирова или на улице Советской после 18.00 часов 6 ноября 1948 г., стали свидетелями невиданного доселе зрелища: по рельсам двигался маленький деревянный моторный вагончик с открытой кабиной и таким же прицепным вагончиком. В освещенных вагонах сидели люди. Шла \"обкатка\" томского трамвая, который строился уже несколько лет. Но этому, столь знаменательному событию, предшествовала долгая и во многом драматическая история.

В сентябре 1897 г. купец Н.И. Батурин подал заявление об устройстве в Томске конного трамвая, но Городская дума этот вопрос оставила без внимания. Через полтора года такая же участь постигла и предложение А.А. Скороходова из Петербурга. Были и другие попытки заинтересовать томские власти конным трамваем, но воспетую поэтами и прозаиками романтическую \"конку\" томичи так и не увидели.

Через 10 лет, в сентябре 1907 г., распорядитель \"Технико-промышленного бюро\" Томска В.С. Реутовский предложил устроить уже электрический трамвай (центральная городская электростанция в Томске действовала с конца 1895 года). Предложение В.С. Реутовского в думе положительного решения не нашло. Затем было много других предложений от различных лиц и фирм. Но каждый раз что-то мешало, всегда находились объективные причины, и к строительству трамвая приступили лишь спустя 50 (пятьдесят!) лет, в 1947 г. Случай беспрецедентный, если не уникальный! Все перипетии этого дела довольно подробно описаны в книге Я.А. Яковлева \"Рассказы о томском электротранспорте. Томск, 1999 г.\". Желающие могут прочитать, а мы последуем за событиями далее.

Официальной датой \"рождения\" трамвая в Томске считается 1 мая 1949 г. Но фактически первый трамвай пошел 6 ноября. Эту дату и надо считать днем начала трамвайного движения в нашем городе. В упомянутой выше книге автор справедливо пишет: \"…

Можно привести много дат основания томского электротранспорта - по принятию соответствующего решения, проведению митинга и перерезанию ленточки, первому пассажирскому рейсу… Но с технической точки зрения момент рождения трамвая произошел именно тогда, когда впервые замкнулся контактный провод, и колеса вагона погладили первые сантиметры томских рельсов…\". Это произошло ровно в 18.00 часов 6 ноября 1948 г., и виновником такого волнующего момента был трамвай серии \"Х-1\" Мытищинского завода, подаренный новосибирцами, и прибывший в Томск по железной дороге в октябре 1948 г.

К сожалению, старт томского трамвая оказался неудачным, можно сказать, даже печальным. Вагоны сходили с рельсов. Бригада строителей трамвая устанавливала их на место. Поворотное кольцо на привокзальной площади железнодорожной станции “Томск-I” трамвай преодолеть не смог и до площади Батенькова - конечному пункту первой очереди трамвайного пути, пришлось ехать задним ходом. Иначе говоря, первый блин оказался комом и при том солидным. Приемная комиссия выявила достаточно недоработок и даже грубых ошибок, на исправление которых ушло несколько месяцев, и регулярное движение трамваев было открыто только с начала мая 1949 г. Пока пути доводились \"до ума\", весной 1949 г. из города Усть-Катава Челябинской области на радость томичам прибыли 10 новеньких вагонов - 5 моторных (КТМ-1) и 5 прицепных (КТП-1). Вот они-то и открыли эру пассажирских регулярных перевозок от “Томска-I” до площади Батенькова.

К проектированию и строительству трамвая имели прямое отношение томские политехники. Они, конечно же, не могли остаться в стороне от столь важного дела. В ноябре 1909 г. выпускник Томского Технологического института (ТТИ) 1908 г. талантливый инженер-механик В.М.Хрущёв (впоследствии профессор и академик, директор института энергетики Украинской Академии наук) сделал доклад в \"Обществе Сибирских инженеров\", который (по его собственным словам) \"…представляет из себя критический обзор систем трамваев и других способов сообщений применительно к Томску…\". Этот доклад был опубликован в журнале “Общество Сибирских инженеров\" №8 и №9 за 1910 г. под заголовком \"К вопросу о трамвае в гор. Томске\". В первой части доклада (№8 \"Журнала\") В.М.Хрущёв внимательно рассмотрел имеющиеся в его распоряжении данные зарубежного и отечественного опыта и сделал однозначный вывод: \"…Таким образом очевидно, что из всех способов сообщения наиболее удобным и выгодным для Томска будет трамвай…\". Во второй части доклада (№9 \"Журнала\") он проанализировал различные системы трамваев и доказал, что \"…система постоянного тока по своей простоте, удобству и экономичности является предпочтительной…\".

В 1910 г. вышла из печати небольшая брошюрка из 16 страниц текста Н.Я. Горшенова “Трамвайное, автомобильное или иное сообщение выгоднее для города Томска в настоящее время?” Томск, 1910 г., в которой автор (выпускник ТТИ 1909 г.), городской инженер сделал попытку обосновать экономическую нецелесообразность для Томска той поры и автомобильного, и электрического транспорта. Прошедшее время показало, что В.М.Хрущёв оказался прозорливее.

Первый директор ТТИ - профессор Е.Л. Зубашев, несмотря на большую занятость на основной своей работе, участвовал в работе специальной комиссии по городскому трамваю. В этой комиссии активно работали и другие ученые из ТТИ: А.Я. Милович, П.А. Микулин, С.А. Жбиковский, а также городской инженер Н.Я Горшенов. Комиссия, меняя свой статус, просуществовала вплоть до 1917 г. А когда в 1944 г. в конце концов приступили к реальному проектированию трамвая, то энергетическую часть проекта выполнил доцент-политехник Е.М. Пухов. Он же (в числе других разработчиков) и защищал проект томского трамвая 3 июля 1944 г. в Народном Комиссариате коммунального хозяйстве в Москве. Летом 1947 г., одновременно с установкой опор контактной сети, начали обустраивать первую тяговую подстанцию на углу улицы Советской и площади Батенькова. В решении проблем электроснабжения трамвая помогали преподаватели и ученые политехнического института (ныне университета) и электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта.

Томский трамвай строил практически весь город (методом \"народной стойки\"), в том числе и политехники - преподаватели, сотрудники, студенты. Честь и хвала им всем за это!

Бутина Ю.А.,
Марухин С.Н.