Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Энергетика с женским лицом

На улице светит солнышко, столбик термометра наконец-то пополз вверх: скоро наступит календарная весна, а вместе с ней и первый весенний праздник, посвященный прекрасной половине человечества. Номер к 8 Марта традиционно посвящен замечательным девушкам и женщинам Томского политехнического университета. Сегодня мы знакомим вас с талантливыми студентками Электротехнического института.

Екатерина Пугачева приехала в Томск после окончания школы с отличием в г. Прокопьевске (Кемеровская область) и поступила в ТПУ на специальность \"Электроэнергетические системы и сети\".

Сейчас Катя обучатся на пятом курсе (в этом году она получит диплом инженера), а еще пять лет назад она выбирала будущую специальность со всей серьезностью. Не только взвесила все \"за\" и \"против\", но и прошла ряд тестов на профориентацию, которые выявили склонность к техническим наукам:

- Политехнический я выбрала, поскольку он высоко котируется в нашем регионе, а его выпускники ценятся работодателями. Энергетика же, на мой взгляд, будет всегда востребованной отраслью, а значит, будут нужны специалисты в этой области.

Студентка-пятикурсница призналась, что поначалу учеба давалась тяжело, но после первой сессии, сданной на пятерки, Катя поняла, что может больше. С тех пор в ее зачетке только отличные оценки.

На третьем курсе Екатерина начала заниматься научной деятельностью. В 2007 году получила диплом I степени в университетском конкурсе рефератов с элементами научных исследований по направлению \"Высоковольтная техника\", участвовала в университетском туре Всероссийской студенческой олимпиады по электромагнитной совместимости и электроэнергетике.

С четвертого курса Катя Пугачева под руководством старшего преподавателя Рената Болтабаевича Абеуова ведет научно-исследовательскую работу по теме \"Управление динамическими переходами электростанций малой мощности с помощью управляемого шунтирующего реактора\". Именно эта работа легла в основу ее бакалаврского диплома, заслужившего отличную оценку, а также была отмечена дипломами на Х Всероссийском студенческом научно-техническом семинаре \"Энергетика: экология, надежность безопасность\" и IX Научно-технической конференции молодежи от ОАО \"Центрсибнефтепровод\" в 2008 году. В этом году Екатерина стала лауреатом конкурса на именную стипендию ОАО \"АК \"Транснефть\".

- Мне нравится заниматься научной работой, познавать новое. А когда это еще и положительный результат приносит, чувствуешь удовлетворение и понимаешь, что не зря тратишь свое время. Приятно, что на нашей технической специальности девушки не только учатся не хуже ребят, но еще и пример им в научной деятельности показать могут.

Впереди у Екатерины экзамены, защита диплома и поиски работы. Пусть она и не связывает свое будущее с наукой, опыт и навыки самостоятельной работы, приобретенные благодаря научной деятельности, помогут ей и на производстве.

Юлия Бутина со школы увлечена физикой и математикой, закончила физико-математический класс одной из лучших гимназий Республики Бурятия. Не смотря, что на тот момент она уже была зачислена в Бурятский государственный университет, сдала экзамены во время выездной комиссии ТПУ:

- Я посчитала, что Томский политехнический более престижный вуз, а Электротехнический институт выбрала, потому что электроэнергетика, на мой взгляд, стремительно развивающаяся отрасль, требующая новых специалистов. К тому же техническая специальность мне ближе.

Сейчас Юля обучается на третьем курсе ЭЛТИ и активно занимается научной деятельностью как в области энергетики, так и литературы. Этим предметом она увлеклась в 10 классе, и серьезно взялась за анализ, исследования и составление концептуальных схем к рассказам Людмилы Петрушевской.

- Я очень благодарна своей школьной учительнице, которая сумела привить мне любовь к литературе. Вообще школа помогла развить мои творческие способности, научила применять гуманитарную составляющую для решения технических задач. Я с одинаковым интересом занимаюсь и техническими, и гуманитарными науками, участвую в конференциях, сотрудничаю с кафедрой русского языка и литературы ИМОЯК. Мне даже предлагали перевестись туда учиться, но я отказалась. Наукой Юлия начала заниматься еще со школьной скамьи, а в университете решила продолжить: начала самостоятельно с доклада по начертательной геометрии для вузовской конференции, продолжила уже под руководством доцента кафедры теоретической и общей электротехники Геннадия Васильевича Носова. Поэтому уже сейчас она может похвастаться значительными успехами. Среди достижений третьекурсницы: диплом I степени на VII международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых \"Коммуникативные аспекты языка и культуры\" (2007), диплом I степени на VII Региональной научно-практической студенческой конференции \"Электротехника, электромеханика и электротехнологии\" (2007), дипломы III и I степени за лучшую работу, представленную на университетский тур Всероссийского конкурса по естественным, техническим и гуманитарным наукам (2007), диплом II степени университетского конкурса рефератов с элементами научных исследований по направлению \"Электротехника\" (2008).

Недавно Юля стала участницей Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых \"НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ\", проходившей в Новосибирске. Она представила два доклада на секции \"Актуальные вопросы филологии\" и \"Электротехнические установки и системы. Техническая экология\", где она была единственной девушкой и получила диплом II степени. Кроме того, по итогам учебно-исследовательской работы, во втором полугодии 2008 года Юлия Бутина заняла второе место в конкурсе \"Лучший студент младших курсов ЭЛТИ\".

- Заниматься научной деятельностью нравится, - призналась студентка. - Было бы времени больше, не 24 часа в сутках. Еще я занимаюсь с Сергеем Николаевичем Марухиным историей возникновения первой электрической лаборатории в ТПУ. Используя первые методические пособия, мы восстанавливаем содержание лабораторных работ, узнаем, чему учили первых студентов-электроэнергетиков. У нас уже вышла первая совместная статья с анализом первого сборника методических работ по электрическим машинам.

Несмотря на большую занятость - учеба только на пятерки, научная деятельность - Юля успевает выполнять и общественную нагрузку - она староста своей группы. И практические навыки у нее имеются: после второго курса прошла практику в лицее № 1, где получила удостоверение электромонтера 4 разряда. Сейчас Юлия Бутина занимается масштабной работой под руководством доцента кафедры электроэнергетических систем и высоковольтной техники Ефрема Иосифовича Гольдштейна, которая посвящена методике определения мощностей по массивам мгновенных напряжений. В планах производственная практика, после чего она решит, что ей ближе: наука или практическая деятельность.

Людмила Абрамочкина полюбила физику буквально с первого урока, поэтому еще в школе решила, что пойдет учиться туда, где будет этот предмет. После окончания Академического лицея с золотой медалью, посоветовавшись с папой (работает в НИИ в Академгородке) и дедушкой (энергетик), выбрала Электротехнический институт. По ее стопам пошел и младший брат. Он студент третьего курса.

- Когда я поступила в университет, сразу для себя решила, что получу красный диплом. Пока все идет по плану - в зачетной книжке только пятерки! Я всегда ставлю для себя высокую планку и добиваюсь своего. А учиться на \"отлично\" не только приятно, но и материально выгодно - стипендия большая.

Люда обучалась по системе Элитного технического образования и со второго курса начала заниматься научной работой: участвовала в разработке проекта по применению электрических разрядов для разрушения теплоизоляционного слоя электролизных ванн, выступала с результатами исследований на конференции: \"Энергетика: экология, надежность, безопасность\":

- Помню, что очень боялась выступать, но потом понравилось. Я всегда вспоминаю преподавателя по ораторскому искусству из летней школы ЭТО, которая говорила: \"Если вы думаете, что ваше плохое выступление и вас запомнят и будут об этом вспоминать, то вы ошибаетесь\". Вот и перестала бояться. Когда я выступаю, то вижу, что меня слушают. Лучший показатель интереса к твоему докладу - вопросы от аудитории. Ведь спрашивают не для того, чтобы тебя завалить, а потому что твоя тема интересна. И мне это приятно.

На четвертом курсе после распределения по руководителям для написания бакалаврских работ Люда Абрамочкина попала к доценту кафедры электроэнергетических систем и высоковольтной техники Ефрему Иосифовичу Гольдштейну. Под его руководством она занялась исследованиями по теме \"Контроль параметров элементов ЭЭС с использованием принципов дискретизированной электротехники по массивам токов и напряжений\", на \"отлично\" защитила бакалаврскую выпускную работу, написала немало статей.

- С помощью массивов мгновенных значений токов и напряжений можно по определенным формулам найти параметры активного и реактивного сопротивления элементов и сопоставить его реальным, - рассказала студентка. - В процессе эксплуатации под воздействием различных факторов происходят отклонения, а с помощью этих расчетов можно контролировать состояние оборудования. Я практически это рассчитывала: мне давали экспериментальные данные, я делала расчеты. Была очень рада, когда цифры совпали.

Результаты своей научной работы Люда Абрамочкина не раз представляла на конференциях различного уровня. Одной из последних стала IX Научно-техническая конференция молодежи от ОАО \"Центрсибнефтепровод\" (2008 год), где студентку ЭЛТИ наградили дипломом II степени. Уже в этом году ее заслуги оценили в ОАО \"АК \"Транснефть\", наградив именной стипендией. Сейчас Людмила заканчивает магистратуру и параллельно работает в институте \"Оптики и атмосферы\" по договору, где занимается разработкой программ на языке программирования Pascal и самостоятельно осуществляет расчеты по этим программам. Также участвует в учебно-методической работе на кафедре электроэнергетических систем и высоковольтной техники по созданию методического указания по технологии диагностирования элементов ЭЭС. Свою будущую деятельность магистрантка планирует связать с наукой:

- У меня все дороги ведут в науку. Я обучалась по системе ЭТО, поступила в магистратуру, планирую поступать в аспирантуру. Научно-исследовательская работа мне интересна, к тому же родные поддерживают мои начинания. В принципе, я вижу себя как преподавателя и ученого, поэтому продолжу карьеру в стенах Томского политехнического.

Лариса БОГОМАЗОВА.