Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Что знают студенты о Великой Отечественной войне?

Позади 22 июня - печальная и трагическая дата в истории нашей страны. В этот день без объявления войны на территорию СССР вторглась фашистская Германия. Так началась Великая Отечественная война.

Фашизм нёс советским народам гибель и рабство. Гитлеровцы воевали под лозунгом: \"Русский должен умереть, чтобы жили мы\" по принципу: \"Перед нами всё цветёт, за нами всё горит\".

О Москве Гитлер сказал: \"Столица русских должна быть окружена так, чтобы ни один житель - будь то взрослый или ребёнок - не мог её покинуть! Там, где стоит Москва, должно возникнуть море, которое навсегда скроет от цивилизованного мира столицу русского народа\". Ленинград и другие города СССР фашисты тоже намеревались стереть с лица земли вместе с населением. Славянским народам, и прежде всего русским, было уготовано уничтожение. Всё это было предусмотрено в генеральном плане \"Ост\", разработанном главным имперским управлением безопасности под руководством Гиммлера.

Чтобы противостоять этой разрушительной фашистской машине, которая покорила страны Европы и обрушилась на нашу страну, потребовалась мобилизация всех сил, нечеловеческое напряжение, полная самоотдача населения всей страны, героизм, мужество и самопожертвование лучшей части народа, чтобы не только отстоять свободу и независимость нашей Родины, но и разгромить зверя - фашизм - в его логове - в Берлине и спасти не только себя, но и всё человечество, и цивилизацию от гибели.

Победа далась дорогой ценой. Советский народ потерял в Великой Отечественной войне 27 млн человек, из них замучено фашистами мирных жителей более 7 млн, истреблено около 6 млн советских военнопленных, 4 млн. юношей и девушек были угнаны в рабство в Германию, многие там погибли. Убитые в боях, умершие от ран, пропавшие без вести составили более 8 млн человек. Разрушены были сотни советских городов, свыше 70 тысяч деревень сожжено и уничтожено, остались без крова более 25 млн человек. Вся европейская часть страны лежала в руинах.

В канун этой трагической даты мы провели социологическое исследование среди студентов нашего университета, посвященное теме Великой Отечественной войны.

Предметом нашего исследования стало выяснение того, что знают студенты - молодые россияне, правнуки солдат Великой Отечественной войны о тех трагических событиях, что знают они о фашизме?

В исследовании приняли участие 100 студентов Томского политехнического университета от 17 до 24 лет. Результаты получились следующие.

Отказались отвечать на вопросы 10 человек, заявив, что данная тема их не интересует.

На вопрос о дате и окончании Великой Отечественной войны получены такие результаты: 83 человека написали, что война началась в 1941 и закончилась в 1945 году. 6 человек не смогли ответить на этот вопрос. В одной из анкет было указано, что война началась в 1942 году. Точную дату - 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года назвали лишь 11 респондентов.

Следующий вопрос звучал так: \"Какая страна начала военные действия?\". 85 человек ответили: \"Германия\", 4 респондента не смогли ответить на этот вопрос. Один из опрошенных назвал Австрию как страну-агрессора.

Фамилию и имя политического лидера Германии - Адольф Гитлер - вспомнили 82 респондента; 8 человек не смогли ответить на этот вопрос.

Правильно назвать Верховного Главнокомандующего Советского Союза - И.В. Сталина - смогли 66 человек (66 % от отпрошенных). 8 студентов назвали Г.К. Жукова, 16 человек не смогли ответить на этот вопрос.

При ответе на вопрос: \"До каких районов дошли немецкие захватчики, окуппировав территорию СССР?\" - 30 % студентов ответили: \"Не знаю\", 48 % сказали - \"До Москвы\", 3 % - \"До Урала\", 5% уточнили, что немцы вышли к Волге, 1 заявил, что подошли к Курску. Лишь три студента дали более точный ответ: \"Захватчики дошли до Москвы, Ленинграда, Сталинграда и вышли к Кавказу\".

На вопрос: \"Какие страны покорила фашистская Германия во Второй Мировой войне?\" 44% ответили, что не знают. Правильный и полный ответ дать не смог никто. У остальных 46 опрошенных были лишь попытки ответа типа: \"Польша\" (16%), \"Франция\" (5%), \"Чехословакия\" (3%), \"Бельгия\" (2%), \"Австрия\" (1 %). У остальных 19 опрошенных ответы были необычные - \"Египет\", \"Испания, Италия\", \"Голландия, Румыния\", \"Венгрия\", \"Финляндия\", т.е. большинство из данных опрошенных занесли союзников Германии в список порабощённых гитлеровцами стран.

В ответах на вопрос о странах-союзниках СССР в борьбе с немецкими оккупантами 42 респондента указали: США или США и Англия, часть к указанным выше добавили ещё Францию. 48 % не знают ответа на этот вопрос.

Следующий вопрос звучал так: \"Какие решающие битвы Великой Отечественной войны Вам известны?\". На него не смогли ответить 22%. В остальных 78 ответах респондентами были указаны: \"Битва под Москвой\" (24%), \"Сталинградская битва\" (22%), \"Курская битва\" (20%), \"Оборона Ленинграда\" (11%). Один ответ оказался довольно странным - \"Полтавская битва\".

На вопрос \"Каких военачальников СССР, сыгравших большую роль в Победе в Великой Отечественной войне Вы можете назвать?\", были получены следующие ответы: 22% назвали Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского, 20% респондентов вспомнили только Г.К. Жукова; один студент назвал А.М. Василевского и один - И.С. Конева. Кроме того, у некоторых были необычные ответы на вопрос: А.Суворов, Берия, Морозов, Потёмкин, Нахимов, Покрышкин. 40% не дали никакого ответа.

Имена известных Героев Великой Отечественной войны не смогли назвать 84% из опрошенных студентов; лишь 6 респондентов вспомнили по одному имени: 2 студента назвали З.Космодемьянскую, 1 студент - А. Матросова, 1 студент - Н. Гастелло, 1 студент –героев-панфиловцев (без указания имен). Лишь один человек назвал 3-х Героев - З. Космодемьянская, М. Джалиль, М. Казей.

На вопрос: \"Что такое фашизм, и что он нёс народам СССР?\" не ответили 24% респондентов, что очень печально. Некоторые ответы опять-таки оказались весьма странными. В частности, ответы были такие: \"Фашизм освободил от СССР страны Балтии\", или \"Фашизм – это беды. Однако…можно извлечь и пользу - благодаря войне, развязанной фашистами, некоторые страны стали сильнее, усилив свою оборону\" (2% ответивших). Остальные 74% опрошенных в общих чертах и очень поверхностно, но всё же ответили верно. В частности, 10% пояснили, что фашизм – это идеология расового превосходства арийской расы над остальными нациями, нёсшая всем народам мира и СССР порабощение и уничтожение, а 64% отметили, что фашизм – это война, горе, смерть, слёзы, беды, страх, потеря близких, разруха, голод.

На вопрос: \"Кто из Вашей семьи принимал участие в Великой Отечественной войне?\" последовали такие ответы: 5 респондентов ответили, что их близкие не участвовали в Великой Отечественной войне, 85% опрошенных заявили, что их дед или прадед принимал в ней участие, двое указали, что их дедушка и бабушка - участники войны, трое отметили, что многие их родственники полегли на полях сражений в эту войну. 10% на вопрос не ответили.

На вопрос: \"Какие книги Вы прочитали о Великой Отечественной войне?\" Мы получили следующие ответы. 82% опрошенных ответили, что таких книг они не читали, лишь 6% перечислили такие произведения, назвав одно или два из них, как \"Молодая Гвардия\" (А. Фадеев), \"Живые и мёртвые\" (К. Симонов), \"А зори здесь тихие\" (Б. Васильев), \"Они сражались за Родину\" и \"Судьба человека\" (М. Шолохов), \"Звезда\" (Э. Казакевич). Два ответа были абсолютно неверными: студенты причислили романы \"Гранатовый браслет\" (А. Куприн) и \"Война и мир\" (Л. Толстой) к произведениям о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Перечислить фильмы, которые студенты смотрели о Великой Отечественной войне, смогли лишь 28 %. Были названы фильмы: \"А зори здесь тихие\" (14 человек), \"В бой идут одни старики\" (4 человека), \"Семнадцать мгновений весны\" (4 человека), \"Звезда\" (2 человека), \"Молодая Гвардия\" (2 человека), \"Мы из будущего\" (2 человека), \"Судьба человека\" (1 человек). Кроме этого, были названы комедия \"Девчата\", не имеющая ничего общего с Великой Отечественной войной, и кинофильм \"Поднятая целина\" (по М. Шолохову), рассказывающая о строительстве колхозов в первые годы коллективизации. 72% опрошенных не смогли назвать ни одного фильма.

На вопрос: \"Откуда Вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?\" респонденты отвечали: \"Из СМИ - телевидения, интернета, из кинофильмов, от знакомых\" (42 %), лишь 6 человек сказали, что узнавали о войне из рассказов родственников и родителей и 3 человека ответили, что в школе на уроках истории (что является, на наш взгляд, очень плачевным результатом). Остальные 52% не ответили на этот вопрос.

Проведённый нами опрос показал, что знания студентов ТПУ о столь важном событии в истории страны, как Великая Отечественная война, плачевны.

Несмотря на то, что большинство опрошенных - внуки и правнуки ветеранов Великой Отечественной войны, они мало что знают о героических событиях тех дней. Откуда им знать? Молодёжь уже трёх поколений, начиная с 90-х годов была лишена воспитания гражданского самосознания. В школе и в университете в учебных программах по истории России такая важная тема фактически отсутствует, преподаватели не знакомят студентов со столь важной страницей в истории страны.

Большинство кураторов ТПУ также не проводят работу в студенческих группах по гражданскому воспитанию и формированию в студентах любви и уважения к своему Отечеству. Старостат ТПУ лишь со следующего учебного года планирует включить патриотическую работу в сферу своей деятельности.

А ведь даже наши враги в лице фашистской Германии перед своим разгромом во Второй Мировой войне признали, что Великую Отечественную войну выиграл учитель СССР, т.е. государство, воспитавшее молодое поколение, любящее свою страну и преданное ей, которое стояло насмерть, защищая свою Родину.

Пытаясь исправить сложившуюся сегодня ситуацию по данной проблеме, в ряде вузов страны сейчас стали вводить факультативы по теме Великой Отечественной войны, и это правильно. Мы также хотели бы обратиться к учебному управлению ТПУ поддержать инициативу таких вузов и ввести подобные факультативы у нас.

Кроме того, мы просим Институт кураторов уделить больше внимания такому важному направлению воспитательной работы, как патриотическое воспитание студентов.

Г.М. Иванова, руководитель МПЦ ТПУ \"Отечество\", доцент ИГНД
В.В. Беккер, зам. председателя МПЦ ТПУ \"Отечество\", методист ООВР,
А. Казин, студент гр.4А56 МСФ, член совета МПЦ ТПУ \"Отечество\"