Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Мониторинг качества

Человеческое присуще человеку потому, - что он человек.
Н.Г.Чернышевский


Трансформация любого современного вуза в академический инновационный университет развивается в условиях внедрения в образовательный процесс современных технологий, ориентированных на достижения информационного общества и принципы опережающего образования. В связи с этим, сегодня повсеместно происходит процесс формирования специалиста, востребованного и конкурентоспособного в постиндустриальном обществе. Во всех вузах страны происходит переход обучающихся на более высокий уровень деятельности.

Сюда входят такие понятия, как: стремление к достижению цели, моделирование, программирование, оценка собственной деятельности, как творческой, установка на успех. Сегодня как никогда актуально использование коммуникативных технологий; индивидуальное совершенствование, саморазвитие, умение жить \"здесь и сейчас\" с учетом происходящих перемен и конкретной ситуации.

Само понятие интеллекта - есть наличие глобальных способностей человека действовать целеустремленно, думать рационально и эффективно взаимодействовать со своим окружением. Диагностика интеллектуальных способностей студентов необходима, в первую очередь, для реализации в учебном процессе принципа обучения на высоком уровне сложности и повышения качества образования. Существует множество тестов, по которым можно провести диагностику интеллекта и установить общую осведомленность, а также эрудицию и уровень развития логического мышления.

Современной задачей проверки знаний первокурсников является первичная диагностика общего уровня развития. Качество подготовки будущих специалистов в вузе следует определить по уровню развития их общего и технического интеллекта, а также – по сформированности их психологической готовности к профессиональной деятельности. Каждая из этих компонент имеет свою структуру, в ориентации на которую следует развивать и формировать соответствующую составляющую структуры качества подготовки специалистов в вузе.

Приведем некоторые примеры входной диагностики первокурсников, которую автор статьи проводит каждый год среди своих студентов. Для диагностики мотивации учебной деятельности мы использовали опросник определения уровня мотивации (ОУМ).

Эта методика позволяет установить три основных параметра учебной мотивационной направленности: - на процесс получения знаний (интерес к самому процессу обучения); на получение профессии (ее общественная значимость, стремление освоить специальность); на получение диплома и высшего образования.

Среди опрошенных в 2007-2008гг. первокурсников (всего 61 человек) процесс получения знаний как таковой интересует 21,79%. Получение профессии и специальности для дальнейшей самореализации интересует уже 35,64% человек. Оставшиеся 42,57% нацелены на получение диплома и высшего образования. Среди второкурсников (всего 57 человек опрошенных) первый аспект интересует 22,61%, второй - 29,91% и третий - 47,48%. Последние настроены начинать с дипломом свою собственную деятельность.

Важнейшими задачами современной педагогики высшей школы становится интегративность действий между различными кафедрами при освоении психологической культуры отношений. Принципы социально-психологической помощи студентам включают в себя направленность на создание ситуации успеха при освоении вузовской программы, на учет индивидуальных возможностей каждого студента в творческом процессе. Эти ведущие принципы гуманистической психологии приняты во всем современном мире. Сегодня главное - не простая трансляция знаний и голых фактов, а построение метода сотрудничества в тандеме \"педагог-студент\". Пересмотр требований к качеству преподавания обусловлен его политической и социально-экономической трансформацией - вхождением России в мировое сообщество. России необходимы специалисты, не только знающие свою специальность и иностранные языки, но и умеющие находить точки соприкосновения с другим социокультурным обществом. Практика показывает и доказывает, что модели образования, не учитывающие личностный фактор, обречены на неудачу и несут деструктивный характер.

ТПУ вошел в мировое международное пространство, это университет нового типа, поэтому университетская мультиязыковая среда является мощным стимулом его развития. Это соответствует задачам нового времени.

Анализ результатов входного тестирования третьекурсников (I семестр 2007г.) и повторный анализ (II семестр 2008г.) показал, что число студентов, осознанно стремящихся к своей цели, серьезно увеличилось (соответственно, 35, 59% и 43,58%). На вторых курсах это, соответственно, 34,66% и 38,95%.


Полагаем, что задача психологического и нравственного микроклимата в нашем вузе решается, в достаточной степени, положительно, поскольку эмоциональность и доброжелательность педагогов - ключ к разрешению многих студенческих проблем. На наш взгляд, качество преподавания иностранного языка в политехническом университете все сильнее зависит и от того, насколько эффективно организована самостоятельная и творческая работа, а также текущий контроль знаний студентов. Многоуровневая система профессионального целеполагания и проектирования является сверхзадачей современного обучения. Тому подтверждение - опыт ведущих вузов Москвы, Петербурга и Германии. Первичная аттестация студентов-первокурсников психологами, либо самими преподавателями служит там задаче улучшения вузовского образования. На сегодняшний день задача высшего учебного заведения способствует формированию высоких нравственных принципов у студентов.

По предварительному анкетированию вполне реально можно определить процент организаторских и коммуникативных качеств у студентов. Мы сделали такую попытку среди студентов и второго, и третьего курсов.

Сюда входят: направленность (нацеленность на конкретную деятельность) личности (49,85%), креативность (26,54%), стремление к доминированию в группе (38,33%), а также - уверенность в себе (31,11%), требовательность к себе (пока невысока -21,82%), психологический такт и отзывчивость (78,76%!).
Коммуникативные и организационные склонности проявляются в умении четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми. (Среди опрошенных студентов - это пока 34,95%). Когнитивный (познавательный) подход к личности студента призван фиксировать изменения \"качества\" мышления студентов.

В результате оцениваются сложные интеллектуальные навыки, их мотивационные потребности, как-то: действительно получить хорошее вузовское образование, стремиться к получению профессии, которую выбрал сознательно, просто получить диплом.

Опрос показал, что лучшая успеваемость у студентов, настроенных на достижение успеха (среди всего количества опрошенных это 37,84%). От педагога же требуется совсем \"немногое\": вселить у учащихся уверенность в себе, настроить их на эвристический стиль мышления, на взаимное доброжелательное общение и на творческую деятельность. Само понятие деятельности означает динамическую систему взаимодействия субъекта с окружающим миром. Современный студент должен знать, что нужно сегодня миру от человека и человеку от мира. Сегодня России нужны специалисты, не только овладевшие профессией, но и умеющие общаться с представителями другой социокультурной общности, вступая с ними в деловые контакты.

По данным нашего опроса - хорошие знания иностранных языков нужны 69,67%. (Остальные считают, что справятся с помощью словаря).


Гуманизация отношений в современном вузе означает, прежде всего, поворот всего образовательного процесса к личности, ее интересам, ценностям, духовным потребностям и приобретает новые качества планетарного мышления. Признание способностей, одобрение и поощрение - вот те три кита, на которых стоит общение педагога со студентом.

Они способствуют реализации студенческих возможностей, поскольку показатели успеха любого вуза - его студенты. Сегодня в ТПУ создаются условия и стимулы для свободного выражения мыслей и идей, а также поддерживается культ знаний и стремление к успеху. Личность будущего специалиста глубоко интересует современного преподавателя. Современному специалисту потребуется ответственность в решении задач, самоконтроль и честность, а также рационализм и независимость. Он должен быть способен запрограммировать, запроектировать успех. Все это должно работать на престиж вуза и самого выпускника.

Миссия нашего университета велика и почетна. Она заключается в том, чтобы нести в мир знания и опыт, которые позволяют личности, обществу и Российскому государству выявлять и использовать лучшие образцы подготовки высококлассных специалистов для эффективной реализации нововведений в сфере науки и высшего образования. Все это полностью совпадает с президентской политикой. Поэтому каждый студент, который хочет преуспеть в жизни, должен стремиться стать специалистом мирового уровня, исповедуя доктрину реализации своих возможностей. В этом и заключается стратегия преображения вуза в целом и каждого в отдельности. Мы призваны воспитывать личность нового времени, ведь будущее закладывается уже сегодня.

Лилия Антропянская, кандидат психологических наук, доцент кафедры немецкого языка.