XIV Международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых \"Современные техника и технологии СТТ-2008\" прошла в Томском политехническом университете с 24 по 28 марта в соответствии с планом научных мероприятий на 2008 г. Федерального агентства по образованию Российской Федерации, при поддержке Общества Электронных приборов (EDS) Института электро- и радиоинженеров (IEEE,USA), Администрации Томской области.
Секция 11 \"Дизайн и технология художественной обработки материалов\" (председатель – профессор кафедры АРМ Кухта М.С.) открыла в 2008 году свое третье заседание.
Возросшее количество докладов (в три раза, по сравнению с 2006 годом) позволяет судить об огромном интересе к проблемам дизайна в современном мире, востребующем возможности инженерных, конструкторских и технологических приемов. Если кратко сформулировать проблемное пространство работы секции, то оно выражается формулой-девизом: \"Дизайн = конструкция + технология + искусство\".
Действительно, когда мы пробуем вкусно приготовленную пищу, у нас не возникает даже мысли разложить по полочкам и по граммам все входящие в нее ингредиенты. Так и хорошая дизайнерская разработка заставляет нас забыть о том, что для ее создания требовалось высокоразвитое конструкторское мышление, знание современных технологий и художественное мастерство. Синтез этих трех составляющих - есть квинтэссенция профессии дизайнера - он и конструктор, и технолог, и художник - в одном лице - \"homo universale\" периода Чинквеченто в Итальянском искусстве, который воплотился в лице Леонардо да Винчи.
Впервые представленные в этом году доклады по стайлингу (Дьяченко Максим и Зуев Андрей) и тюннингу (Иглакова Анастасия, Аристова Анна), средовому дизайну (Серяков Вадим, Панова Валентина) раскрыли новые горизонты развития дизайна в ТПУ.
Доклад аспирантки Московского государственного университета приборостроения и информатики Гой Марии показал, насколько исследования технологии получения сплавов в ювелирной промышленности способствуют вариативности дизайнерских решений, обогащая традиционное использование золота новыми нюансами цветовой палитры.
Доклад аспирантки из Кипра Айа-Напа раскрыл возможности средового дизайна, позволяющего преобразовывать привычные нам предметы. Зеркало стало для Екатерины Гусевой средством воплощения художественных идей, философских размышлений и технологических приемов. Король, он же Rex - знаменитый образ, известный по работам Чюрлениса, Врубеля, Босха – в работе кипрского дизайнера выступает как демиург, творец и держатель Мира. Таинственные абрисы замков прочитываются в его короне, а профиль плывет в Звездном небе.
Современные возможности технологии обработки стекла были представлены в работе Туголуковой Наташи (соавторы Кириленко Оксана, Дворникова Ольга).
Стекло стало средством и главным героем в работах дизайнера Юлии Фокиной, представившей коллекцию \"су\", выполненную на тему моря и вскрывающую декоративные возможности стекла, истоки технологии изготовления которого лежат на знаменитом острове Мурано в Венеции.
Средовой дизайн, представленный в докладе Макаровой Валерии и Ломаевой Юлии, выявил новые возможности применения штукатурки, связанные с изменением ее состава и качества, что позволило создавать \"живописные\" стены.
Возрос аналитический уровень докладов, что продемонстрировало исследование Пановой Валентины, в котором был представлен обзор дизайн-проектов \"Новогодние витрины\" студентов кафедры АРМ машиностроительного факультета.
Источником для дизайнерских идей Насти Козловой (научный руководитель Егоров Юрий Петрович) стали древние артефакты кулайской культуры. Объект исследования аспиранта кафедры АРМ Вадима Серякова - дизайн промышленных экспозиций, а Елену Смирнову, прошедшую стажировку в Чешском университете (Прага), вдохновили образы пражской архитектуры.
Подводя итог работы, председатель - профессор Кухта М.С. отмечает всё возрастающее число участников, включившихся в работу секции 11. Из томских вузов это ТГУ и ТГАСУ, из других городов России и мира это - коллеги из Санкт-Петербурга, Москвы, Ижевска, Омска, Златоуста, Екатеринбурга, Иркутска, Айа-Напы (Кипр), Праги (Чехия). Возрос уровень докладов, охватывающих самые разные виды дизайна: ювелирный дизайн, промышленный дизайн, средовой дизайн, стайлинг, художественная реставрация, компьютерный дизайн.
Представлены разнообразные технологии художественной обработки материалов – художественное литье, деревообработка, фьюзинг, светодизайн, технологии обработки глины и стекла.