Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Органичный Синтез

Вместо предисловия:

\"Елена Александровна Краснокутская родилась 12 декабря 1966 года в г. Семипалатинске. В 1984 г. окончила среднюю школу с золотой медалью, получила звание кандидата в мастера спорта по фехтованию и поступила в Томский политехнический институт на факультет инженерной химии и химической кибернетики на специальность химическая технология биологически активных соединений.

Ещё в студенчестве была выбрана депутатом Кировского района и являлась членом райисполкома Кировского района народных депутатов г. Томска. В 1989 г. Елена Александровна окончила ТПИ с отличием и была распределена на кафедру органической химии и технологии органического синтеза (ОХОС) в качестве инженера\".


Всё происходило так, как испокон века на кафедре. Просто после очередной лекции по курсу \"Органическая химия\" профессор Филимонов сказал потоку третьекурсников: \"Кто хотел бы заниматься исследованиями, кто хочет работать - приходите. Пора уже…\"

Молодых на кафедре всегда было достаточно, и их увлечённую работу, конечно же, видели все. У того же Мехмана Юсубова (в то время - аспирант кафедры) - рабочий закуток в лабораторном зале органической химии, а ведь в нём аспиранты и студенты, можно сказать, постоянно \"жили\".

Было и ещё одно событие, определившее выбор в пользу кафедры. Просто немногим ранее Краснокутскую и ещё нескольких студентов направили на производственную практику в Усолье-Сибирское - на один из лучших (как тогда считалось) в Советском Союзе химико-фармацевтических заводов, на котором синтезировали лекарственные препараты.

Практикантам показали абсолютно всё: провели по цехам (трубы, из которых с шипением вырывается пар, казённые крашеные стены и т.д., и т.п.), продемонстрировали технологический процесс от начала до конца.

По определению, это должно было впечатлить будущих специалистов. И впечатление, действительно, было сильное. Такое, что когда пришло время выбирать, твёрдо решила: \"Буду заниматься наукой…\"

По сути, её дипломная работа стала продолжением тех научных исследований, которые продолжались на кафедре в направлении поиска нового метода синтеза 1,2-дикарбонильных соединений.

В конечном итоге, М.С. Юсубовым под руководством заведующего кафедрой В.Д. Филимонова был найден хороший препаративный метод их получения из непредельных углеводородов, который давал высокие выходы продуктов и позволял избегать разрушения С-С связей и пр. Интерес к подобным синтетическим материалам связывали с уникальными свойствами полифенилхиноксалинов, в числе которых - высокая термическая и термоокислительная стойкость, хорошие механические, диэлектрические, радиационные свойства; повышенная растворимость в органических растворителях и т.д. Но с распадом СССР эти исследования были прекращены.

Собственно задача, которой (в том числе) занималась и Елена Краснокутская, это - расширение числа субстратов и препаративных возможностей. Стоит ли говорить о том, что свою дипломную работу \"Синтез и превращения винильных производных карбазола\" она защитила на \"отлично\", получив логичное предложение остаться работать на кафедре.

Далее всё шло по обычной траектории: поступила в аспирантуру. И при подготовке кандидатской Елена Александровна привлекла к НИРС свою первую \"помощницу\" Юлию Александровну Лесину, которая в то время училась на 4-м курсе.

Тогда в один памятный вечер они провели эксперимент, в прямом смысле слова, наделавший много шума, но всё обошлось… С тех пор много лет прошло, и Елена Александровна, продолжая традиции кафедры, сама давно уже стала центром притяжения для кафедральной молодёжи - студентов, аспирантов, молодых учёных, которых успешно увлекает новыми идеями.

А поучиться у неё стоит: тому же умению чётко и интересно организовывать работу, что во многом определяет успех НИРС, например. Не говоря уже о творческом подходе к организации учебных занятий: творческие задания, работа в группах, где каждый отвечает за общий результат и т.д.

Это сегодня, а ведь были в её биографии и годы, когда не было совершенно никаких шансов на выживание у отечественной науки - ни прикладной, ни тем более фундаментальной. Но делать что-то надо было. Не опускать же руки, в конце концов.

Однажды по твёрдому настоянию профессора Филимонова (который просто заставил подготовить бумаги без какой-либо протекции и наличия заинтересованного научного руководителя в принимающей стране) подала заявку и совершенно неожиданно для себя в 1993-м выиграла стипендию DAAD: два месяца языковой стажировки в Гёте-Институте в Констанце и 10 - на проведение научных исследований в Техническом университете Дрездена.

В Дрезденском университете вновь повезло - попала к доктору Хабихеру: в своё время в Советском Союзе он защищал и кандидатскую, и докторскую. И, как оказалось, глубоко благодарен за этот факт - пусть даже чужой и переживающей очередной исторический катаклизм стране.

Одним словом, предоставил место в лаборатории, реактивы, оборудование и сделал полномочным членом рабочей группы, которую возглавлял. Всё – просто как подарок небес (для подготовки полноценной кандидатской): иностранные научные журналы с высоким импакт-фактором для обзора литературы (дома такой было совершенно точно не составить); и целый раздел кандидатской удалось подготовить на основе экспериментальных данных, полученных здесь. Ну и кое-какой задел на ближайшее будущее из того, что не успела выполнить в Дрездене.

Мало того, у немецких коллег пришлось многому поучиться: ведь при желании можно с успехом перенять практические приёмы обращения с реагентами у того же лаборанта. Тем более, что в печально известных 90-х процесс обучения в наших вузах был непреднамеренно перегружен теорией. Что греха таить, если в 1993 году на кафедре ОХОС, образно говоря, на всю лабораторию - 300 миллилитров гексана, какая уж тут практика и навыки обращения с реагентами.

С профессором Дрезденского университета (опять же стипендия DAAD) довелось работать и позже - в 1996-м. Доктор Хабихер, конечно же, знал, что в российских вузах наука выживает. И однажды сказал Е.А. Краснокутской, что, если господин Филимонов хотел бы поработать в Дрездене, то ему нужно подать заявку на такой-то конкурс.

Так что затем был короткий период, когда в группе Хабихера работали и Краснокутская, и Филимонов одновременно, став очевидцами того, что в международном научном сообществе принято протягивать руку помощи коллегам, которые на данном историческом отрезке крайне в ней нуждались.

Е.А. Кранокутской обе эти стажировки дали немало, начиная с культуры проведения эксперимента (а в арсенале Дрездена, например, был прибор, объединивший в себе газовый хроматограф и массспектрометр), и не завершая культурой исследовательской мысли. По возвращении она активно развивает научные направления кафедры по синтезу новых реагентов для реакций окисления и иодирования.

В 2001 году из ВАКа приходит добрая весть о присвоении Елене Александровне Краснокутской научного звания \"доцент\". Она успешно разрабатывает четыре лекционных курса для студентов различных специальностей. Затем подключается к работе над магистерской программой по направлению \"Химия и технология биологически активных соединений\".

В 2003 году её целеустремленное движение вперёд и вверх (как и спорте, в котором когда-то достигла заметных вершин) находит закономерное продолжение: доцент Краснокутская поступает в докторантуру. В 2005-м проходит стажировку в Университете Людвига- Максимилиана (Мюнхен).

В 2006 году в установленные сроки успешно защищает докторскую диссертацию по теме \"Окисление и галогенирование действием галогенов и галогенидов: экспериментальное и теоретическое исследование реакций, новые методы синтеза вицинальных ди-, поликарбонильных соединений и арилгалогенидов\" (научный руководитель - доктор химических наук, профессор В.Д. Филимонов).

Не так давно пришло подтверждение высокого достоинства работы, которую проделала соискатель Е.А. Краснокутская в процессе подготовки докторской диссертации. 19 мая текущего года доктор (де-факто) химических наук вылетела в Москву: на вручение официального подтверждения полученного научного звания.

Вместе с тем, своим нынешним достижением Елена Александровна Краснокутская считает себя обязанной Мехману Сулеймановичу Юсубову и Виктору Дмитриевичу Филимонову, которые научили её главному:

\"Если преподаватель не занимается наукой, то однажды наступает период, когда ему лично от себя - нечего сказать. То есть, он просто становится пересказчиком чужих учебников. Чужих статей (хорошо, если свежих). Так что - Наука!.. Несмотря на то, что крайне тяжело совмещать исследования с учебно-образовательным процессом. Несмотря на объём нагрузки, интенсивность графика. Время, которого катастрофически не хватает… - говорит виновница торжества. - Понятно, это требует определённых усилий, в том числе, и физических… Утром пришёл, поставил \"синтез\", отчитал лекции - вечером давай-выделяй. А можно было бы пойти домой. Но нет…\"

Записал О.Н. Плотников.