Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Актуальность проблем очевидна!

25 сентября 2007 года в университете прошло заседание Совета по воспитательной работе, где традиционно в начале учебного года основными вопросами были: итоги подготовки общежитий к новому учебному году, итоги заселения студентов в общежития университета; итоги рейтинга между учебными подразделениями по вопросу организации воспитательной и внеучебной работы; обсуждение проекта Программы развития воспитательной работы в ТПУ на 2008-2010 гг.; состояние дел в Институте куратора ТПУ.

Студенческие дома

По первому вопросу с сообщением выступил начальник Управления социальной и воспитательной работы М.В. Ведяшкин. Он отметил, что подготовка общежитий к новому учебному году прошла в целом удовлетворительно.

Но нельзя не сказать о том, что практически все запланированные объекты капитального ремонта (речь идет о таких объектах, как кухни в общежитии по ул. Вершинина, 46; туалеты в общежитиях по ул. Пирогова, 18 и 18-а, Вершинина, 39-а) ремонтировались с нарушением технологий и сроков сдачи. Практически ни один объект из вышеперечисленных не сдан на сегодняшний день.

Не проведен запланированный ремонт двух спортивных залов в общежитиях по ул. Вершинина, 46 и 48, которых давно ждут наши студенты, тем более, что тренажеры в рамках реализации ЦП \"Повышение качества жизни коллектива студентов и сотрудников университета\" уже приобретены, так же как и четырехконфорочные электроплиты для кухонь в общежитии по ул. Вершинина,46. Хотелось бы отметить, что в ряде общежитий работы по текущему ремонту выполнялись нашими студентами. По общему мнению сотрудников студгородка, эта работа проведена качественно. Практически завершен процесс вселения студентов. Но и здесь не обошлось без трудностей. Ожидалось, что этот год будет отличаться от всех предыдущих значительным увеличением количества иногородних студентов. В частности, была проведена большая работа по освобождению общежитий от арендаторов. Но это не решило в целом проблемы. Поэтому на сегодня часть студентов, особенно первого курса, вынуждены проживать в трехместных комнатах по 4 человека.

Особую озабоченность в этом году вызвал процесс закупки мягкого и жесткого инвентаря. Не секрет, что до сих пор не завезен жесткий инвентарь в ряд общежитий. Прежде всего, это связано с новым правовым регулированием осуществления закупок. Казалось бы, и это было своевременно предусмотрено. Вовремя объявлены конкурсы. Но, как показала жизнь, часть товаров, предложенных нам фирмами-победителями, оказались непригодными к эксплуатации. Например, у поступивших матрацев, которые по всем внешним признакам удовлетворяли требованиям технических заданий, после проведения надлежащей экспертизы выявлен коэффициент запыленности выше всех возможных уровней. Если бы мы их приняли, наши студенты просто бы задохнулись.

Аналогичная ситуация сложилась по постельным принадлежностям. Сегодня вопросы с поставками мягкого инвентаря, хоть и с задержкой, но решены. Приобретены подушки, матрацы, одеяла, покрывала, постельные комплекты. Начались поставки от новых фирм жесткого инвентаря. В следующем году мы учтем опыт, и это позволит своевременно обеспечить общежития ТПУ запланированным количеством мягкого и жесткого инвентаря.

Рейтинг между учебными подразделениями

По второму вопросу с сообщением выступила начальник отдела организации воспитательной работы О.А. Никифорова, которая объявила результаты рейтинга по вопросу организации воспитательной и внеучебной работы среди учебных подразделений университета.

По-прежнему в рейтинге лидирует ЭФФ (декан Г.С.Евтушенко). На этом факультете практически по всем направлениям воспитательной деятельности ведется работа на хорошем уровне. Особого внимания заслуживает опыт организации кураторской деятельности, и не случайность, что в конкурсе \"Лучший куратор года\" уже в течение трех лет лучшими признаются кураторы ЭФФ. Нельзя не отметить работу, проводимую в общежитиях факультета. Их общежития на протяжении многих лет занимают призовые места не только в университетском смотре-конкурсе, но и на городском уровне в конкурсе \"Студент и время\". Работа студенческих советов этих общежитий также неоднократно признавалась лучшей в городе. На факультете учатся талантливые и всесторонне развитые студенты. Ни одно университетское мероприятие не проходит без их участия. А в конкурсах и фестивалях они всегда занимают достойные места. Хорошие у них и спортивные результаты.

Значительных результатов добились в этом году в ИММ (директор Н.П. Кириллов), ИМОЯК (директор Т.С. Петровская), на ЕНМФ (декан Ю.И. Тюрин). В этих подразделениях на должном уровне организована воспитательная и внеучебная работа, каждый имеет какую-то свою \"изюминку\", все активно участвуют в развитии научно-методической базы, выпускают свои газеты, реализуют интересные проекты и практически \"дышат в спину\" ЭФФ.

Нельзя не отметить прорыва в прошедшем учебном году на ТЭФе (декан Г. В. Кузнецов). Ребята называют между собой этот факультет \"театрально-эстрадным\" и, действительно, в этом учебном подразделении много талантливой молодежи в творчестве, науке, спорте. На факультете проходит много разноплановых мероприятий на высоком организационном уровне. В газете \"За кадры\" в течение всего года систематически публиковались материалы о жизни факультета, есть у них и своя газета. Единственное, что не позволило теплоэнергетикам приблизиться к лидерам, это неудовлетворительная работа Института кураторов. Администрация факультета понимает свои проблемы, и в этом учебном году намерена значительно улучшить положение дел в организации кураторской деятельности.

Как бы ни было прискорбно, но необходимо несколько слов сказать и о подразделениях, которые набрали наименьшее количество баллов. Это ГФ (декан В.Г. Рубанов) и ИГНД (директор Е.Г. Язиков), ответственные лица за ВР, которые даже не нашли времени представить в комиссию итогового отчета. Основной проблемой этих факультетов в прошедшем году был кадровый вопрос. Все мы прекрасно знаем замечательные традиции, в том числе в кураторской деятельности ИГНД. Гуманитарный факультет в силу своей основной деятельности должен стать флагманом в вопросах организации воспитательной работы.

Некоторую озабоченность вызывает ЭЛТИ (директор А.П. Суржиков). В институте обучается более 1500 студентов. В рамках программы воспитательной работы, которая признана необходимой на уровне Министерства образования и науки РФ и Ученого совета университета, большое внимание уделяется первокурсникам. Это включение их в вузовский социум (посещение музея, театров, лектория), адаптация к условиям вуза с использованием ресурса психологической службы ТПУ, деятельность, связанная с профилактикой асоциальных явлений с привлечением специалистов из сторонних профессиональных служб, формирование \"портрета студента\" данного учебного подразделения, организация участия студентов в различных массовых спортивных и культурных мероприятиях. Опыт показывает, что эта работа может приносить положительный результат, когда проводится не спонтанно, а систематически и малыми группами. Анализ показывает, что студенты ЭЛТИ либо вообще не задействованы в перечисленных видах деятельности, либо проявляют себя на среднем уровне. В ЭЛТИ практически отсутствует институт куратора и тьютора. Ибо тьюторство предполагает работу специалиста (освобожденного) с еще меньшим количеством студентов, чем в институте куратора.

Хотелось бы поблагодарить всех коллег за их труд и выразить надежду на совместную плодотворную работу в будущем.

Организация воспитательной работы

А будущее обещает быть интересным и насыщенным в вопросах организации воспитательной работы. На Совете был представлен на обсуждение проект программы \"Организация и развитие воспитательной работы в Томском политехническом университете на 2008-2010 годы\".

Целью программы является повышение эффективности организации воспитательной работы, направленной на достижение концептуальной цели воспитательной деятельности, поставленной \"Миссией ТПУ\" перед коллективом Томского политехнического университета: формирование гармонично развитой творческой и нравственной личности, личности Гражданина своей страны, гражданина Мира, специалиста, способного быть лидером, работать в команде, действовать и побеждать в условиях конкурентной среды.

Особенностью настоящей программы является дифференцированный подход в процессе достижения концептуальной цели воспитательной деятельности. Дифференцированный подход заключается в постановке и достижении концептуальной цели через систему решения постановочных задач, ориентированных на студентов конкретного курса. По итогам обсуждения будут внесены дополнения и изменения. Затем на Совете состоится ее утверждение.

Институт куратора

В этом учебном году, согласно приказу ректора № 3506 от 25.06.2007, назначено 197 кураторов академических групп первого, второго курсов, деятельность которых направлена на обеспечение более быстрой и безболезненной адаптации студентов к новым условиям обучения, выявления личной образовательной траектории, помощь в создании комфортных условий проживания в общежитиях для иногородних студентов.

В помощь начинающим кураторам, а также кураторам, желающим использовать инновационные технологии и методы в кураторской деятельности, 19 сентября начала свою работу школа-семинар \"Роль куратора в организации воспитательной работы в техническом вузе\", составляющая в этом году 62 аудиторных часа и завершающаяся выполнением выпускной квалификационной работы. Занятия в школе-семинаре построены в виде лекториев и семинаров-тренингов. К проведению занятий привлечены высококвалифицированные специалисты как из ТПУ, так и из других вузов.

Преподаватели, ведущие занятия в школе-семинаре, отмечают заинтересованность обучаемых кураторов в своей работе; желание помочь подопечным; стремление к самообразованию и саморазвитию. С целью повышения эффективности в работе школы ООВР совместно с другими подразделениями разработаны и изданы методические материалы.

К сожалению, ряд кураторов, представленных факультетами, отчислены \"как не приступившие к обучению\". ООВР надеется, что такое отношение к занятиям не скажется отрицательно на качестве работы кураторов с группами.

С 13 октября в МКЦ ТПУ с 10:00 до 14:00 начал работу семинар-тренинг для всех кураторов академических групп. Занятия будут проходить по субботам в соответствии с графиком, доведенным до сведения руководителя структурного подразделения. Проведение тренингов для кураторов практикуется в университете на протяжении вот уже 4 лет, в этом году выбрана тематика \"Развитие профессиональных компетенций студентов через призму личностного роста\". На тренингах кураторам будут предложены технологии, способствующие развитию значимых профессиональных компетенций, совместно с психологами будут выявлены качества, способствующие карьерному росту.

Особенностью этого учебного года является запланированный цикл встреч для студентов первого и, по отдельной программе, второго курса. Встречи со студентами первого курса, в основном, направлены на всестороннее знакомство с жизнью университета, Сибири.

Студенты второго курса смогут расширить свой кругозор знакомством с профессиональной музыкой и живописью. В осуществлении этих планов будут напрямую задействованы кураторы академических групп.

В настоящий момент в Управлении социальной и воспитательной работы идет подготовка ко Всероссийской научно-методической конференции \"Инновационный подход в теории и практике воспитательной работы в вузе\".

Актуальность темы не вызывает сомнений, хотя вокруг неё изломано немало копий. Поделиться своим опытом воспитательной работы мы приглашаем преподавателей и студентов, ученых и специалистов вузовской и отраслевой науки, работников библиотек. Конференция пройдет 12-14 декабря 2007 года, где будут рассмотрены: особенности воспитательной работы в условиях интеграции образования России в общемировое образовательное пространство; кураторство в развитии инновационных процессов вуза; роль студенческого самоуправления в общем процессе организации ВР в новых условиях; библиотека в воспитательном аспекте образования; психологическая служба в условиях инновационного университета; социально-культурный комплекс, состояние, значение и пути развития.

Приглашаем всех желающих принять активное участие в работе конференции. Следите за информацией на сайте ТПУ.

О.А. НИКИФОРОВА,
начальник отдела орагизации воспитательной работы УВР.