Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Метод Стрижака»

Свое жизненное кредо он осознал ещё в школе, а вот сформулировать его помог один из преподавателей ТПУ, когда Паша стал четверокурсником.

- Стремись к большему, получишь по максимуму - это про меня, - уверенно говорит аспирант теплоэнергетического факультета Павел Стрижак.

И действительно, этот любознательный молодой человек преуспел не только в учебе, но и в общественной жизни университета, и его разносторонние интересы не могут остаться незамеченными.

Началось все с выбора вуза, когда Павел еще учился в школе в Анжеро-Судженске. Поступать в Томский политехнический ему посоветовал директор.

- У меня всегда была склонность к техническим предметам - математике, физике, в химии тоже разбираюсь. Я и сейчас веду исследования на стыке нескольких точных наук. Поэтому директор так и сказал: \"Хочешь учиться на технической специальности - иди в политех\".

Однако Павел преуспел не только в этой области. Все пять лет получал только пятерки, в том числе и по гуманитарным наукам. В 2003 году он участвовал во Всероссийской студенческой олимпиаде студентов по \"Отечественной истории\", а сколько было олимпиад по техническим предметам! \"Начертательная геометрия и инженерная графика\" (2002 год), \"Высшая математика\" (2003), \"Теоретическая механика\", \"Физика\" (2005), \"Теория автоматического управления\" (2006).

Будущая специальность \"Автоматизация технологических процессов и производств\" привлекла Павла своей практичностью.

- В жизни очень часто встречаются ситуации, где применима моя специальность, - объясняет Паша. - Автоматизация у нас везде, все производства построены на ней. Все хотят, чтобы за них работали машины, а я хочу делать так, чтобы это происходило: нажал кнопку - процесс пошел.

На третьем курсе Павел Стрижак почти стал изобретателем нового способа решения задач по \"Математическим основам теории управления\". Преподаватель дал задачу и назвал учебник, где можно найти метод решения, но в библиотеке такой книги не оказалось. Паша не растерялся, а начал высчитывать и путем подбора и подгонки коэффициентов получил правильный ответ. За решение этой задачи студент так и не получил баллы, хотя его метод сработал и на других примерах, а вся группа дала новому способу решения название \"метод Стрижака\". Сам Павел говорит, что если бы тогда более глубоко изучил полученные результаты, можно было бы и патент получить.

На третьем курсе у Паши появился интерес к науке. В область его научных интересов входили автоматизация тепловых процессов, системы управления и программирование промышленных контроллеров. Сейчас, будучи аспирантом, он занимается научно-исследовательской работой в области физики горения и взрыва.

- Занимаясь наукой, я открываю для себя много нового и интересного, - признается Павел. - Есть явления, которые известны ученым, но ими никто не занимается. Наш заведующий кафедрой Владимир Сергеевич Андык говорил, что есть много сфер, куда можно и нужно заглянуть. Это легко сделать, используя моделирование и программирование - не нужно никаких ресурсов. Вот я и решил попробовать, а когда увидел, что у меня получается - продолжил.

Свое отношение к науке молодой ученый сформулировал так:

- Наука для меня - это способ самоутвердиться в жизни, добиться чего-то, чтобы люди говорили, что ты этого достиг. С другой стороны, это способ сделать что-либо явным для других, чтобы моими моделями и расчетами могли пользоваться. То есть мои изобретения должны приносить пользу людям и удовлетворение - мне.

По словам Павла Стрижака, самым значимым для него достижением стало внедрение разработанной им программы отладочного механизма для НПО \"ВЭСТ\". Несмотря на возникшие сложности и бессонные ночи, всё получилось. Пашу вообще больше привлекает практическая деятельность.

- Для меня выступление на конференциях - это не способ кому-то донести информацию, а возможность узнать от других людей, что в моей работе не так, - говорит Павел. - Я стараюсь рассказывать минимально и отвечать на вопросы максимально, чтобы обсудить с другими то, что еще необходимо сделать. Я использую вопросы для того, чтобы самому получить как можно больше полезной информации.

Недаром в науке Павла больше привлекает процесс, а не результат:

- Мне нравится процесс, потому что при рассмотрении какого-то одного направления я вникаю и в другие аспекты. Получается, что я развиваю свои знания в различных научных областях. А результат для меня - это просто цифры, которые еще нужно проанализировать, чтобы понять, что получилось.

Во время обучения в ТПУ Павел прошел несколько практик, и это ему сильно помогло в научно-исследовательской работе.

- Я уже имел опыт общения с оборудованием, управлял им. Мне нравилось, что я могу простым нажатием на кнопку привести в движение огромный механизм.

В 2006 году во время прохождения производственной практики в НПО \"ВЭСТ\" (г. Томск) он разработал отладочный механизм реального времени (профайлер) для автоматических регуляторов, который в дальнейшем был использован инженерами данного предприятия при настройке регуляторов на реальных промышленных объектах. В этом же году уже на преддипломной практике Павел спроектировал комплект технической документации для создания и эксплуатирования лабораторного стенда в \"Образовательном центре\" компании \"ЭлеСи\" (г. Томск). Тогда же был разработан универсальный лабораторный стенд для управления комнатой (поддержание нормальных условий жизнедеятельности, микроклимата в помещении). Диплом Павла также посвящен созданию лабораторной установки, которая сейчас используется на его родной кафедре для обучения студентов.

- Во время практики в \"ЭлеСи\" мы не касались оборудования, - рассказывает П. Стрижак, - мы занимались проектированием - чертили сборочные чертежи установок и разрабатывали схемы. Но после того как по нашим схемам создали готовую продукцию, нас пригласили для внедрения, и мы посмотрели, как наше изобретение работает. Было приятно видеть результат своего труда.

Несмотря на достаточно напряженный ритм, Павел всегда находит время для любимого занятия - спорта. Сидеть целый день за компьютером - это не для него. Еще учась в школе, он полюбил футбол (играл за сборную города) и не оставил свое увлечение и в университете. Паша активно участвовал во многих спортивных мероприятиях и был членом сборной команды ТЭФа по футболу и баскетболу. На его счету несколько побед в университетских соревнованиях: второе место в соревнованиях по баскетболу Спартакиады первокурсников ТПУ (2002 год), первое место в соревнованиях по футболу Спартакиады факультетов ТПУ (2005), второе место в турнире курсовых команд по футболу на призы профкома студентов ТПУ (2006). Кроме того, в недавнем прошлом он занимался в секции \"Каратэ кекусин-будокай\", а также в бильярдном клубе.

- Поскольку глаза наши не вечные, я стараюсь совмещать дело и отдых, - рассказывает Павел Стрижак. - Полдня работаю, потом иду на тренировку или на прогулку, потом опять занимаюсь. Я очень люблю спорт, поэтому продолжаю заниматься футболом - играю за сборную сотрудников ТЭФа.

Сейчас Павел Стрижак обучается в аспирантуре ТПУ по специальности \"Физика горения и взрыва\" под руководством декана ТЭФа Гения Владимировича Кузнецова.

- Моя новая тема очень тесно пересекается с предыдущей, - объясняет аспирант. Я так же, как и раньше, создаю математические модели, применяю программирование и занимаюсь автоматизацией процессов. Я просто поменял объект исследования, а суть работы осталась прежней. Я работаю над созданием модели по зажиганию жидких топлив мелкими частицами, которое приводит к взрыву или резкому воспламенению.

Как рассказал Павел, его работа имеет широкое практическое применение. Цель - обезопасить пожароопасные производства и предотвратить на них возникновение возгораний. Ведь нередко мельчайшая стружка и капля горючего вещества могут привести к самым трагическим последствиям - взрыву и гибели людей.

- Например, при сварке, резке металла в обычном помещении, содержащем емкости с разного рода пожароопасными жидкостями вполне вероятно воспламенение последних, - пояснил Паша. В общем, я занимаюсь выявлением необходимых условий воспламенения горючих жидкостей.

Апробацию своей модели Павел проводит совместно с аспирантом ТГУ, который ставит опыты по выявлению условий воспламенения бензина. От результатов этих исследований будет зависеть успешность модели.

Несмотря на это, свою дальнейшую деятельность П. Стрижак связывает с производством.

- Я хотел бы работать на производстве, - признался аспирант. Но мне необходимо набрать определенный объем знаний, чтобы работать в той отрасли, в которой я хочу. На данный момент у меня есть несколько предложений от работодателей, в том числе от НПО \"ВЭСТ\" и \"ЭлеСи\", но меня не устроили некоторые условия. Кроме того, я по опыту других знаю, что когда ты получаешь ученую степень и конкретно знаешь, чего хочешь, работу найти проще. Сейчас предо мной стоит конкретная цель - написать диссертацию, и пока я ее не добьюсь, ничего другого делать не буду.

Пожелаем молодому ученому успехов в достижении поставленной цели!

Лариса БОГОМАЗОВА.