Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Большая Жизнь

70-летию М.С. Козырева посвящается…

Как все деды-прадеды и ближайшие родственники, герой этой публикации родился в Томской области на берегу Оби в деревушке из 20-ти домов, которой сегодня нет на карте. Родители - Степан Егорович и Александра Иннокентьевна - работали в колхозе, имели, к сожалению, только начальное образование. Отец прошёл всю войну, маме с лихвой досталось в тылу.

Благодаря деду, бабушке и маме младшие в семье не знали голодных дней в отличие от многих детей военной поры. Картошки и рыбы было вдоволь, хотя многие \"деликатесы\" тех лет запомнились на всю жизнь.

После войны в семье произошло прибавление: две сестры и два брата.

Жили в обычной деревенской избе. Сейчас даже трудно представить, как можно было обходиться этими двадцатью метрами жилой площади. Много позже, когда приходилось вести приём по жилищным вопросам, иногда слышал: \"Вам, конечно, не понять, в каких условиях мы живем…\"

В начальной школе было 12 учеников во всех 4-х классах и одна учительница. В четвертом, в котором учился Миша, тоже было четверо \"слушателей\". Каждый день надо было учить уроки - спрашивали всех!

Зато, когда перешли в другую школу, учились значительно лучше одноклассников. Семилетка (а позднее - средняя школа посёлка Красный Яр Кривошеинского района) находилась в 25-ти километрах от деревни.

Жить приходилось на квартирах, в такой же тесноте, как и дома. Каждый выходной пешком по санной дороге ходил домой за продуктами. Обратно отец привозил на лошади. Страшновато было в таком возрасте ходить по лесу (особенно зимой, по темноте). Но учиться надо.

Окончил школу с двумя четверками в аттестате. До сих пор помнятся досадные ошибки, которые допустил на выпускных экзаменах по русскому языку и химии, из-за чего ни золотой, ни серебряной медали (к огорчению учителей) не получил. Сохранились школьные дневники с 5-го по 10-й класс, которые в последующие годы нередко представлялись сыновьям (а сейчас - внукам) в качестве наглядной агитации за отличную учёбу.

После школы выбрал Томский политехнический. Ехал поступать на нынешний МСФ. В пути познакомился с двумя пятикурсниками ТПИ. Геннадий Петлин заканчивал механический факультет, Алексей Богомяков - физико-технический. Каждый расхваливал свой факультет, но убедительнее выглядел Богомяков. В итоге подал заявление на ФТФ.

Сдал все семь вступительных экзаменов. Это был 1954 год. Учился в группе 054, готовившей специалистов по ядерным реакторам и разделению изотопов урана. Оказалось, учеба – тоже очень тяжелая (сродни крестьянскому труду, к которому был приучен с детства) работа. Сказывалась специфика факультета. Набор на этот курс впервые шёл на общих основаниях через вступительные экзамены. До этого на ФТФ направляли только отличников с других факультетов.

Требования были жёсткие. За два \"трояка\" на экзаменах аттестационная комиссия принимала решение о переводе на другой факультет. После весенней сессии на первом курсе пришлось исправлять \"тройку\" по химии у Ходолевича, а иначе \"загремел\" бы с факультета…

Зато после второго - повышенная стипендия и фотография на Доске почёта института.

Запомнилось то, как дружили и поддерживали друг друга. Сейчас, наверное, такого чувства коллективизма нет…

Пример из тех лет: учился в группе 054 один парень. Умница, отличный математик. Но примерно на том же уровне - лень. Решением комсомольского собрания группы установили график: каждая комната из пяти, в которых проживали, будила его по утрам, чтобы не пропускал(!) занятия. И перед защитой диплома тоже пришлось ему \"помогать\", иначе не окончил бы институт.

Очень хорошей школой товарищества было участие в городских стройках, уборке урожая и… особенно – поездка на целину. Вот это была романтика в полном смысле слова! А для нашего героя - вдвойне, потому что здесь встретил свою будущую жену, с которой прожили 47 лет.

Позднее, лет 25 ежегодно встречались группой в годовщину окончания института. У большинства трудовая деятельность связана с производством, хотя около половины стали кандидатами и докторами наук. Теперь встречаться удаётся реже. В 2004 году к 50-летию поступления в ТПУ встречались уже всем курсом.

Общественной работой начал заниматься со школьной скамьи. Председатель совета пионерского отряда, председатель ученического комитета школы… В институте с III-го по V-й курс избирали председателем студсовета. Общежитие на Кирова, 4, которым командовал наш председатель, было одним из лучших. Отчасти объяснялось это тем, что жили здесь в основном физико-техники, отличавшиеся более высокой дисциплиной и меньшим разгулом. А с другой стороны, была активная работа, которая отмечена занесением в Книгу почёта комитета ВЛКСМ института.

По окончании VI-го курса получил распределение на Сибирский химкомбинат: завод разделения изотопов. Работал инженером экспериментально-наладочной группы, которая занималась испытанием и пуском в эксплуатацию нового оборудования.

Здесь началась партийная карьера.

А дело было так. Пришёл на работу молодой специалист с партийным билетом. Стали присматриваться: назначили редактором сатирической стенной газеты \"Свежий ветер\" (кстати, с таким же названием в то время была стенгазета и в институте). И после того, как она зажила, заработала, то спустя полтора года после прихода на завод, молодого редактора избрали секретарем комитета комсомола.

Никакие возражения, ни даже заступничество заместителя главного инженера по науке не помогли. В те годы не принято было долго уговаривать: \"обмен мнениями в парткоме\" - и ты уже благодаришь за оказанное доверие. Тогда на заводах СХК работала в основном молодежь.

Из двух с небольшим тысяч работающих - 1200 комсомольцев. Поэтому организация спортивной работы, художественной самодеятельности, учеба в вечерних школах и других учебных заведениях, различного рода соревнования, субботники и воскресники - все это лежало на плечах комсомольских работников.

Через два года был избран секретарем партийной организации завода... в 26 лет. Самая крупная организация в Северске - 270 коммунистов. Впоследствии много приходилось заниматься кадровой работой. Но сам бы никогда не рискнул направить на подобную работу человека в этом возрасте.

Через два с половиной года был избран секретарем парткома Сибирского химического комбината. Огромное предприятие - около 25 тысяч работающих, две с половиной тысячи коммунистов. Другие задачи, другие методы работы. К сожалению, ненадолго пришлось задержаться на этой сложной, ответственной и интересной работе.

В 1968 году в областном комитете партии был создан отдел оборонной промышленности, и Михаил Козырев был назначен заведующим отдела. Работа заметно отличалась от предыдущей. Надо было глубже вникать в производство, предметно контролировать выполнение планов и военных заказов, выпуск товаров народного потребления, потребовался выход на министерства и ведомства. Немало было и бумажной работы, которая заметно тяготила.

Вскоре быстрая смена рабочих мест закончилась. В 1971 году был избран вторым секретарем Томского горкома партии. За 6 лет работы пришлось столкнуться с такими проблемами, о которых в Томске-7 и не подозревал. Там, к примеру, о подаче тепла в жилые дома узнавал, пощупав батарею. Кто этим занимается - ни секретарь горкома, ни секретарь парткома - не знал.

В Томске же надо было провести десятки совещаний, создать различные штабы и комиссии, несколько раз обсудить на заседаниях бюро горкома, прежде чем в город подавалось тепло. Секретарь горкома в любое время суток должен был выехать на аварию или пожар, знать, почему не горят светильники на опорах, нет крышек на колодцах и т.д., и т.п.

Конечно, не это было главным в работе. Основное время приходилось уделять строительству жилья и коммунальных объектов, организации торгового обслуживания, работе общественного транспорта и другим вопросам, связанным с жизнеобеспечением города. По степени напряжения этот период был, пожалуй, самым трудным.

Шесть лет проработал секретарем обкома партии. Подведомственными были предприятия машиностроения, оборонной, лесной промышленности, торговли и бытового обслуживания; энергетика, транспорт, связь. М.С. Козырев контролировал выполнение производственных планов по выпуску промышленной продукции всеми отраслями, за исключением сельского хозяйства.

Перед этим в течение 7 лет работал председателем областного совета профсоюзов. Тогда это было огромное хозяйство. В ведении профсоюзов находились Дворец спорта, все стадионы, дома культуры, десятки спортивных школ. Бюджет профсоюзов, например, для развития физкультуры и спорта в 10 раз превышал расходы местных Советов на эти цели.

Выполнялись такие государственные функции, как охрана труда, соблюдение трудового законодательства, социальное страхование. В этот период были построены Дом Советов, 9 санаториев-профилакториев, построены или обновлены многие пионерские лагеря. Одним словом, это был один из наиболее плодотворных периодов в работе.

\"Считаю, что характер любого человека формирует среда... - говорит Михаил Степанович, - и основные черты, всё-таки, закладывают родители, семья. Мы (Козыревы) с огромной благодарностью, уважением и почтением относимся к своим родителям. Видели, как трудятся наши родители. Знаем, чего им стоило поднять на ноги шестерых детей, всем дать высшее образование… Кстати, четверо окончили ТПУ. С детских лет уяснили, что добиться чего-то можем только своим трудом. Ни у кого не было \"мохнатой руки\", которая тащила бы по жизни. Были воспитаны так, чтобы всегда быть вместе, как говорят, в беде и радости, чтобы поддерживать друг друга. Младшие по нескольку лет жили в семьях старших во время учёбы, и все вместе помогали родителям.

Сейчас живем в Томске, часто встречаемся. Никто из нас не потерялся, не искривил \"семейную линию\". Нина работала ведущим конструктором на барнаульском \"Энергомаше\". Ирина до выхода на пенсию была заместителем генерального директора по быту на \"Сибкабеле\", Анатолий - главный инженер Сибирского химкомбината. Галина работала первым секретарем райкома партии, сейчас - начальник департамента кадровой политики \"Востокгазпрома\". Владимир - депутат городской Думы, председатель Счётной палаты города.

Как в личностном, так и профессиональном плане на меня оказали влияние руководители области - Е.К. Лигачев, в команде которого я проработал много лет, Г.Н. Судобин, А.И. Бортников, А.Е. Высоцкий, А.Г. Мельников, В.И. Зоркальцев. Не осталось бесследным многолетнее общение с талантливыми руководителями томской промышленности, такими как С.И. Зайцев, Ф.И. Перегудов, П.В. Голубев, А.Ф. Пушных, Л.Д. Будницкий, А.К. Мартынов, А.С. Инзель, В.В. Лычагин.

Сейчас трудно сказать, как сложилась бы жизнь, занимайся я после окончания института инженерным трудом.

Но нисколько не жалею о том, что судьба направила по другому пути. У меня была интересная работа: всегда на острие проблем, в гуще событий, работа с людьми, которая давала бесценный опыт, дисциплинировала, воспитывала чувство ответственности. Считаю, что в этой части мне повезло.

Повезло и в том, что последние 13 лет работаю в политехническом университете, 12 из которых - проректором по экономике. Мне посчастливилось работать в составе команды во главе с Юрием Петровичем Похолковым, которая сделала всё возможное, чтобы в труднейшие 90-е университет не выживал, а развивался. Уверен, что и впредь ТПУ будет оставаться одним из ведущих технических вузов России.

Благодарен своим коллегам по ректорату, деканам факультетов, членам Учёного совета, работникам планового отдела и бухгалтерии, всем политехникам, которые помогли вписаться в проблемы университета, у которых я многому научился...

Если исходить из классической формулы: построить дом, посадить дерево, родить сына; то эту задачу выполнил. Квартиру купил, на садовом участке растут деревья, у меня - два сына, трое внуков. Если говорить об итогах 46-летней трудовой деятельности, то считаю, что ничего выдающегося не совершил. Просто на каждом месте, где бы ни работал, старался честно и добросовестно выполнять свои обязанности.

Безусловно, проезжая по городу, приятно вспомнить, что здесь ты возглавлял штаб на строительстве моста через Томь, здесь провёл многие часы и дни при возведении заводских корпусов, жилых домов, магазинов, не был посторонним человеком при создании Нефтехима, теплиц, дальнего теплоснабжения. Многое вспоминается.

Я не стал публичным политиком, никогда не стремился мелькать на страницах газет и экранах телевизоров. Иногда мне задавали вопросы, почему, находясь у власти, ничего не \"прихватизировал\" в смутное время. Этого не сделал ни я, ни мои бывшие коллеги по партийной работе. И не могли сделать. Не то воспитание.

И ещё. Не хотелось бы в 70 лет под водить окончательные итоги. Пусть они будут - промежуточными…\"

Материал подготовил Н. Беседин.