«Вся сила наших личных побед, все те высоты, которых каждый достигает, идя дорогой жизни, – всё это не столько достижения наши, сколько
воля, энергия и мудрое терпение наших Учителей…»
(Неизвестный автор).
Судьба у всякого по-своему поворачивает. Вот и наш герой родился на седом Кавказе, в городе с легендарным и гордым именем Микоян-Шахар. И на роду было написано жить, учиться и работать здесь. Ан нет. История внесла в биографию существенную поправку. Всё началось с того, что в сентябре 1941 Елизавету Романовну Бекишеву (отца в июле 41-го призвали в «трудармию») вместе с детьми и тем, что успели взять в руки, погрузили на одну подводу, довезли до ближайшей станции Северо-Кавказской железной дороги, куда таких же, без вины виноватых, свозили целыми обозами.
Рассадили всех по теплушкам и повезли в далёкий холодный край. Местом назначения оказалось село Ново-Кусково Асиновского района Томской области. Село – добротное.
Позднее, оно известность получило благодаря тому, что здесь родился и вырос дважды первый секретарь Московской городской организации Союза писателей Г.М. Марков. Однажды, много лет спустя, он отдаст свою Государственную премию по литературе на учреждение в родном селе библиотеки... Впрочем, это будет многим позже той поры, когда в НовоКусковскую школу-семилетку поступал Рудольф Бекишев – наследник фамилии русских немцев, которые во времена Екатерины II осваивали окраинные земли российские и так попали на Кавказ.
Школа
Сельская школа – дело бесхитростное. Учили здесь просто и обстоятельно. Но были в среде сельских педагогов те, кого по-особому жизнь отметила... Наверное, в силу этого они обладали какой-то внутренней силой.
И если уж вспоминать, то таким человеком была Елена Михайловна Бахилина. А обстоятельством, о коем говорилось выше, было то, что до 1937 года учила она русскому языку и литературе «детей Кремля», в том числе, Василия Сталина. Но близость к «ближнему кругу», по-видимому, не помогла избежать волны репрессий, начавшихся в 37-м. Так учитель русского языка и литературы Е.М. Бахилина появилась в Новоусковской «семилетке».
Была она классически образованна и умела организовать урок так, чтобы сельские ребятишки учились, что называется, «в охотку». И по нынешнее время многие помнят её домашние задания: «на это правило русского языка, которое мы прошли сегодня, найти 2-3 иллюстрирующих примера из литературы и записать их в тетрадь…»
Так исподволь Елена Михайловна прививала своим питомцам безусловную любовь к русской письменной речи, чтению книг, чистописанию… А ещё те первоначальные навыки, которые – Как по прошествии лет становится ясно! – следует отнести к таким педагогическим задачам, как формирование общей культуры.
Что же касается первого и глубинного интереса к технике, то этому увлечению способствовал учитель физики и математики Краев. Он учительствовал до войны. Затем воевал. А после демобилизации (время послевоенное – небогатое) долго ходил в гимнастёрке и армейских сапогах. Так вот. Представлял Василий Никандрович полюс знаний, совершенно противоположных литературе и языку, и вместе с тем, настолько умел увлечь свою невзрослую публику живым рассказом, что сидеть безучастно не было никакой возможности. Задачи по математике придумывал сам. Причём такие, что думать заставляли, хочешь того или нет. Ну а уж в демонстрации физических опытов ему равных не было!
К нему в физическую лабораторию (маленькая комнатка, стены которой были увешаны учебными плакатами, и везде, где только можно, стояли «опытные» установки) нередко прибегал наш герой. И, когда пришло время, по совету старого учителя по окончании 7-го, выпускного, класса поступил в Томский электромеханический… техникум
Располагалось это средне-специальное учебное заведение на площади Соляной в том самом здании, над входом которого красовалась Немезида. Место было колоритное. Слева в переулке Петра Макушина возвышался краснокирпичный корпус Томского мукомольно-элеваторного института... В подвале техникума - тюремные камеры.
И до каких-то пор даже оставалась лестница, по которой осужденные поднимались в зал заседаний Томского губернского суда, который здесь располагался до революции… Потом всё это педагогический коллектив техникума своими силами «перекраивал» под учебный процесс. И судебный зал впоследствии переделали под актовый… Общежития у техникума не было. Так что все годы учения Рудольф Бекишев со товарищи жильё снимал. Жили коммуной, сбрасываясь с каждой стипендии на жильё и еду. Это были самые затратные статьи, так что на кино и мороженое оставалось совсем мало – рублей 5 «старыми» деньгами, или 5 копеек «новыми»…
Мать всё ещё оставалась в Ново-Кускове. Пока сын учился, переезжать в Томск было несподручно: не на чем, во-первых, да и некуда. Старался успевать по всем предметам. Впрочем, здесь, как и в школе, тоже были увлечённые люди. Феодосий Иеронимович Ясинский, например, выпускник Киевского технологического института, преподавал курс «Электротехника». Или Мария Анатольевна Карпова, завуч и преподаватель курса «Электрические машины», которая могла довольно сложные технические вещи объяснять, что называется, на пальцах. Одним словом, учиться было у кого. И учащийся Бекишев старался… Техникум он окончил с «красным дипломом».
Ему предложили остаться: техникум нуждался в учебно-лабораторной базе, и кто-то должен был её создавать… Время шло, в трудовой книжке Рудольфа Фридриховича Бекишева к первой записи «Принят на работу лаборантом…» добавлялись последующие: «заведующий лабораторией», «преподаватель спецдисциплин».
Параллельно воплощал в металле различные технические диковины. Один из таких – «водопогружной двигатель», который должен был под водой работать… Часто возникали вопросы, на которые ответы находил у коллег из политехнического института - с кафедры «Электрических машин». И однажды доцент кафедры Алексей Иванович Скороспешкин предложил поучиться в ТПИ.
Университет
Тогда же Рудольф Фридрихович подал документы на вечернее отделение ТПИ – и закрутилось. С утра до вечера давал знания учащимся техникума. А вечером учился сам. Занятия заканчивались часу в десятом, домой приходил к 23.00. Так продолжалось все 6 лет, вплоть до 1964 года, когда по окончании «вечернего» получил квалификацию инженера-электромеханика по специальности «Электрические машины». По совету того же А.И. Скороспешкина, который стал первым научным руководителем, Р.Ф. Бекишев поступил в аспирантуру ТПИ. В 1969-м успешно окончил аспирантуру и был зачислен ассистентом на кафедру «Электрические машины и аппараты».
Время было интересное. Заведующий кафедрой Геннадий Антонович Сипайлов работал над проектом «Сириус». И с головой ушёл в это дело, так что исполнял обязанности заведующего А.И. Скороспешкин. Позднее, когда «Сириус» уже будет готов, он с группой аспирантов (11 из 13 его воспитанников) уедет в Куйбышевский политехнический институт (ныне – Самарский политехнический университет), чтобы открыть там свою кафедру. Что же касается Геннадия Антоновича, то профессор, доктор технических наук Р.Ф.Бекишев говорит:
«Благодарю судьбу, что предопределила встречу и совместную работу с таким замечательным человеком, которого я считаю основным своим Учителем в научно-педагогической деятельности и в жизни в целом!»
Записал ПЛОТНИКОВ О.Н.