В Томске появился интересный любительский театр, в качестве одного из главных социальных партнеров которого выступает Томский политехнический университет. \"МХАТу имени Чехова на Уржатке\" всего четыре месяца, но его просветительский проект успел завоевать симпатии зрителей.
Если театр полушутя - полусерьезно называет себя \"МХАТом\", то должны же быть к этому какие-то основания! Они есть и хорошо просматриваются во всех спектаклях. Расшифровывается \"МХАТ\" так: махонький художественный асимметричный театр. А Уржаткой назывался старинный район Томска в устье Ушайки. Виктор Нилов и Леонтий Усов, художественные руководители проекта, решили Уржатку, а заодно и многое другое из прошлого, воскресить. Шутя и стройно переплетая прошлое с настоящим, наказ Бориса Годунова со стихами Бориса Климычева, заставляя гордиться томскими успехами и одновременно посмеиваться над собой, - а в итоге двигаясь в лодке истории дальше. Зрители, пришедшие в конце марта на Малую сцену Театра драмы, попали на мхатовский \"Борисов наказ\" будто бы в мир чудес.
И многим захотелось как можно теснее слить свою жизнь с жизнью нашего древнего города и вселенной. Мхатовские спектакли представляют зрителю историю в немалом объеме, но делают они это весьма ненавязчиво. Причем фрагменты истории томского политеха всегда здесь на почетном месте.
Познавательное значение таких спектаклей огромно. Видно, что авторов так и \"распирает\" рассказать зрителю все интереснейшие моменты из истории Томска, но они вовремя спохватываются и вспоминают, что слово и театр - те естественные механизмы, с помощью которых можно исследовать бытие и проникать в скрытые закоулки мира. И этот немой мир пробует голос, и словно веянием ветра, перекличкой птиц, рёвом зверя, шорохом листьев в стихах вырывается на волю. Вот так в \"Борисовом наказе\" поэзия и проза героя нынешнего спектакля Бориса Климычева, с его подлинным, смолистым языком сибирского писателя и поэта, Почетного гражданина Томска, позволяет нам робко приникнуть к иконе бытия.
Творчество Климычева просится быть нарисованным или спетым, поэтому в спектакле так много музыки. В стихах незаметно накапливаются образы, а потом внезапно расцветает цветок или горит лист на ветру. И в этом жарком огне стихи русского поэта читает артист Анвар Халитов и десять студентов и стажеров из Института международного образования и языковой коммуникации ТПУ.
Оригинальный ход сценария позволяет к перекличке поколений добавить своеобразную перекличку народов. Это столь интересно, что следует назвать имена выступавших: Лю Сяолинь, Мария Кристина Чиприани, Лю Шань, Чжан Сюй, Ли Бодун, Магда Шчепаньска, Чай Сун, Мунх Тогтох Дулгуун, Ли Вэньлуэ, Камило Силва Педро Пауло.
Все они мастерски и оперативно подготовлены к выступлению кафедрой русского языка как иностранного. Кафедрой заведует Е.В. Михалева, а на спектакле представляла чтецов преподаватель А.В. Михеева.
К ведущим Усову и Нилову в новом спектакле добавился президент \"Чеховских Пятниц\" Евгений Ковалевский, обладающий титулом немало-немного \"Выдающегося путешественника России\". Он, к тому же, когда потребовалось, спел песню бывшего советского зэка Юза Алешковского о Сталине. Как всегда, блистал пародиями выпускник ТПИ скульптор Олег Кислицкий. И всё это прекрасно дополняли творческие коллективы МКЦ: народными песнями - ансамбль \"Пересек\" (руководитель Марина Аржанникова) и лирическими – студия \"Отражение\" (Татьяна Виноградова). В начале спектакля зрители увидели танец, впервые блеснувший на сцене в шоу \"Мистер стиляга ТПУ\". Искрометный танец ставился исключительно для конкурсного шоу его участниками, но \"МХАТу на Уржатке\" они отказать не смогли. Как всегда, украсило спектакль выступление Клуба бального и спортивного танца ТПУ \"Диамант\" (Анатолий Новиков).
Спектакль в областном Театре драмы стал вторым по счету представлением \"Борисова наказа\". К герою спектакля Борису Климычеву присоединилась народная артистка России Тамара Лебедева. Ей 22 марта исполнилось бы 90 лет, и \"МХАТ на Уржатке\" вместе с театральным музеем (директор Татьяна Линяева) с любовью рассказал о творчестве талантливой актрисы, по праву назвав ее самой почитаемой томичкой второй половины XX века. Конечно, политехникам было приятно узнать, что приездом талантливой московской артистки в Томск город обязан Томскому политеху. В 1946-ом Тамару Павловну призвал в наш город ее родной брат, окончивший к тому времени ТПИ.
Трогательно выступил в качестве певца сам Борис Климычев. Из 60-х годов прозвучал его \"Причулымский вальс\", написанный им вместе с легендарным томским композитором Владимиром Лавриненко. Задавая тон спектаклю, рефреном звучали со сцены слова незримо присутствовавшего на спектакле великого Гоголя: \"Так любить, как русская душа… Нет, так любить никто не может!\" Впрочем, почему же незримо? На авансцене, напоминая о 200-летии со дня рождения гениального писателя, осязаемо расположились чудесные \"Гоголи\" Леонтия Усова. Целых четыре Николая Васильевича! О его малой родине напомнил песней \"Ехал козак за Дунаем\" Александр Булатов из \"Чеховских Пятниц\". А скульптуры Леонтия Усова буквально на днях отправились в Москву на Всероссийскую выставку, посвященную 200-летию с дня рождения русского гения Николая Гоголя.
Музыкально-поэтическая прогулка по славному городу Томску завершилась незабываемым дуэтом Бориса Климычева и совсем юной Вероники Шахтариной из \"Маленькой Камераты\":
Не томи меня, Томск, не томи, не тумань,
Я влюблен в дорогую сторонку
Где-то есть Петербург, и Москва, и Тамань.
А я сроду гуляю по Томску!
В спектаклях томского МХАТа в ходе действия случаются накладки и нестыковки, но их и не может не быть по определению: театр играет практически без репетиций. Возникающие коллизии легко обыгрываются участниками, однако есть одно очень обидное упущение. Театр показывает рожденный в творческих муках спектакль один, от силы два раза, и от этого недостатка ему нужно избавляться.
Анна СИДОРЕНКО, художник.
На снимках: поёт Татьяна Виноградова, студентка ИМОЯК Магда Шчепаньска.
Фото: Владимир Бобрецов.