Как показывают исследования социологов, наиболее актуальными для студентов младших курсов являются адаптационные проблемы. Далее по значимости следуют проблемы в общении с преподавателями и проблемы в общении внутри группы, а также личные психологические проблемы, собственный низкий культурный уровень, инфантильность, лень, нехватка времени и т.д.
Вся инфраструктура ТПУ направлена на то, чтобы студенты и сотрудники чувствовали себя комфортно в стенах нашего вуза. В университете множество отделов ежедневно трудится для достижения этой цели. Не исключение и отдел организации воспитательной работы (ООВР). Работа сотрудников отдела направлена на создание условий для успешной адаптации студентов младших курсов к условиям вуза, на раскрытие творческого потенциала студентов, профилактику девиантного поведения в студенческой среде, а также на обучение и организацию работы преподавателей-кураторов, работающих непосредственно со студентами.
О необходимости работы кураторов говорят опросы студентов, ежегодно проводимые социологической службой ТПУ: большинство студентов убеждены в необходимости института кураторства в ТПУ.
Согласно Положению о кураторской деятельности ТПУ:
«…Цели кураторской деятельности: оказание помощи студентам в период их адаптации в вузе; содействие самореализации личности студента, повышению интеллектуального и духовного потенциалов; помощь в выборе личной образовательной траектории…
Куратор должен при проведении воспитательной работы со студентами направлять свои усилия на создание организованного сплоченного коллектива в группе, строить свою работу на индивидуальном подходе к студентам, на знании их интересов, наклонностей, быта, состояния здоровья, через сотрудничество с психологической службой ТПУ, изучать особенности личности, оценивать способности и потенциальные возможности студентов группы; степень адаптации первокурсника в вузе, выяснить степень сплоченности, эмоциональную и деловую атмосферу в группе; помогать студентам эффективно использовать учебное и внеучебное время, научить студентов планировать самостоятельную работу; повышать уровень гуманитарных и педагогических знаний, посещать лекции и семинары, организуемые для кураторов университета…»
Для достижения целей кураторской деятельности, а также для оказания помощи кураторам в решении повседневных задач, ООВР организована и действует в течение нескольких лет школа-семинар «Курируем студенческую группу». С программой школы можно подробно ознакомиться на сайте ТПУ. Она включает занятия со специалистами ООВР о целях и задачах, а также о структуре и методах воспитательной работы, и, в частности, кураторской деятельности, в Томском политехническом университете и об опыте других вузов. В программе школы - тренинговые занятия с психологами соответствующей службы ТПУ и лекции преподавателей ИИП ТПУ по психологии личности и педагогике.
Занятия ориентированы на продуктивное обучение, т.е. в результате у кураторов будет набор психологических техник и педагогических приемов, а также ряд навыков и умений, необходимых для организации работы со студенческой группой. Слушателям, освоившим предлагаемый материал в полном объеме, выдается сертификат Института инженерной педагогики ТПУ.
Кроме того, желающие пройти повышение квалификации по педагогическому мастерству в Институте инженерной педагогики могут прослушать один из предметов по выбору в объеме 36 часов и получить свидетельство о повышении квалификации ИИП ТПУ.
При организации кураторской деятельности в целом и обучении кураторов в частности, учитывается мнение студентов, которое выявляется в ходе проводимых социологических исследований.
Так было выявлено мнение, что воспитательная работа должна быть направлена не только на студента, но и на преподавателя, так как пример преподавателя - куратора является наиболее эффективным инструментом воспитания.
Для этого необходимо создавать благоприятную атмосферу межличностного взаимодействия между студентами и преподавателем, основанную на принципах гуманизма и человечности, уважения личности и ее права на индивидуальность.
В этом году впервые организованы семинары кураторов факультетов и сотрудников психологической службы ТПУ по вопросам адаптации студентов младших курсов к условиям вуза. Цель проведения этих семинаров – вооружить приемами формирования коммуникативного пространства в группе как можно большее число кураторов.
Внимание психологическим аспектам в деятельности кураторов не случайно. Сегодня для достижения профессионального успеха уже не достаточно только высокого профессионализма, большое внимание уделяется личностным качествам человека. Поэтому важным направлением воспитательной работы в вузе является создание личностно развивающих условий в учебном и внеучебном процессе.
Специалист ООВР Л.А. Редько