Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Несколько слов о студенческом бизнес-инкубаторе

Когда корабль не повинуется рулю,
Он повинуется подводным камням.

А. Франс

Ещё три года назад Студенческого Бизнес Инкубатора Томского политехнического университета как такового не существовало. Была группа юридически независимых лиц, которые постепенно развивали эту идею через реализацию некоторых проектов. Только в 2003 году СБИ начал работать официально. На сегодняшний день Бизнес Инкубатор стоит на втором этапе – развитие предприятия. О преимуществах СБИ и задачах стоящих перед студентами расскажет нам Владимир Вячеславович Негруль, директор инновационно – технологического центра СБИ.

Идея СБИ имеет большой потенциал, однако сейчас настоящая работа и продвижение только начинается. «Мы стараемся привлекать студентов не только Политехнического университета, но также и студентов других ВУЗов», - говорит Владимир Негруль.

- Владимир Вячеславович, какие функции выполняет СБИ?

- Мы стараемся привлекать молодых специалистов в инновационные процессы ВУЗов. Здесь возможны два варианта: либо у студента есть свои идеи, и он хочет их реализовать, в чём мы ему помогаем, либо мы прикрепляем его к текущим проектам. У нас работают группы исследователей, и мы стремимся наполнить команду специалистами-техниками в области экономики из числа студентов или научить инженеров навыкам ведения проектных работ и в последствии поиску конкретных потребителей.

- Какие задачи Вы ставите перед студентами, пришедшими в СБИ?

- Главной задачей для студента является умение замечать и решать не только технические проблемы, он должен видеть все варианты развития ситуации в перспективе. Наша миссия – развить у них навыки работы с инновационным предприятием.

- Почему студенту стоит выбрать именно СБИ? Что Вы предлагаете студентам, решившим сотрудничать с Вами?

- Наша работа выстроена таким образом, что зарождается особый акцент начальной подготовки инновационного менеджера. Люди, пришедшие к нам, проходят обучение на примере коммерческих фирм, что в последствии даёт им возможность понять все нюансы выживания предприятия. Понимаете, сразу погружать студента в мир высоких технологий и инноваций – неэффективно. Навыки того, как высокотехнологическая фирма может выжить, приобретаются постепенно. А для большей эффективности, мы стараемся собирать команды из самых разных специалистов.

- Но ведь в процессе работы у студентов должны возникать какие-то проблемы?

- Да, во-первых, это психологические моменты. Многим бывает непросто влиться в новый коллектив. А во-вторых – проблема образования. Дело в том, что не каждому экономисту бывает под силу понять технические моменты. Однако им всем предстоит решать вопросы маркетинга: найти свою нишу и выявить основных конкурентов.

- Какие, по вашему мнению, личные качества нужно иметь студенту, чтобы успешно работать в Бизнес-инкубаторе?

- Нужно обязательно иметь чёткую цель на ближайшие 2-3 года после окончания университета и получения диплома. Студент уже сейчас должен понимать, в какой роли он себя видит (наёмный работник или «потенциал» компании), к тому же он должен чётко понимать, чем именно он хочет заниматься: наукой или коммерцией.

- Что в первую очередь интересует студентов в самом начале Вашего с ними сотрудничества?

- Изначально, все они приходят учиться. У всех цель, в принципе, одна: студенты хотят понять, как правильно проводить исследования, освоить некоторые навыки. Мы помогаем им узнать, как создать свою фирму, как правильно её оформить. Кроме того, мы рассказываем им про формы поддержки (другими словами - финансирование). Многие не знают, что кроме коммерческих структур (например, банков) существуют гранты и конкурсы.

- Что делает СБИ, чтобы помочь студентам на пути к достижению этой цели?

- Их нужно направлять, за ними нужно следить. СБИ – это такой своеобразный процесс обучения. Мы стараемся научить тому, чему не учат в ВУЗах, рассказать о том, про что не пишут в учебниках.

- Что ещё СБИ может предложить своим студентам? Чем последнее время вы занимаетесь?

- Сейчас у нас есть опыт в проведении маркетинговых исследований. Кроме этого, мы учим их собирать информацию с помощью сети Интернет и периодических изданий. Найти интересующую информацию могут многие, а правильно её обработать - единицы. Дальше мы планируем привлекать студентов к научно – техническим разработкам. В этих, как и в большинстве других исследований, обязательно должна быть документация. Мы показываем на практике, как все эти документы можно собрать, получить. То есть, когда этот навык понадобится им в реальной жизни, проблем возникнуть не должно.

- Каких студентов хотят видеть в СБИ?

- Это должны быть люди с амбициями! Притом с реальными амбициями. Есть те, которые, ничего не умея, испытывают огромные амбиции, а с такими трудно работать. Другие поскромнее, хотя житейского опыта и мудрости у них намного больше. Внешне это не сильно проявляется, но у таких людей чёткие планы на жизнь. В основном, к этой группе относятся технари. Особо хочется выделить студентов АВТФ, они, если можно так сказать, наши фавориты. Дело в том, что у них есть опыт работы, да и вообще, благодаря специальности развито системное мышление, а из-за постоянной работы с компьютером - логический склад ума.

- Что бы вы хотели сказать студентам, которые не участвуют в СБИ ТПУ?

- Хочу сказать всем студентам, аспирантам и молодым ученым: «Будьте активны, амбициозны и тогда мы с Вами обязательно встретимся». Скоро начнется набор в следующие группы на деловую игру, которая проходит у нас, поэтому Мы с радостью вас ждем!