Олег Плотников
Недавно состоялся разговор с доктором физико-математических наук одного из ведущих вузов, который, как и два томских университета, получил статус НИУ. Разговор шёл о том, как повысить эффективность подготовки аспирантов. Опытным путём мой собеседник вывел ряд постулатов, которые, собственно, и представлены. Мнение это и интересно, и спорно. А для того, чтобы не осложнить жизнь своим аспирантам, мой респондент просил его фамилию не называть.
ПЕРВОЕ: в российских университетах перспективны теоретические исследования, поскольку для них достаточно иметь хороший компьютер, библиотеку (очень хорошую) и научную среду (микроколлектив). И уже можно заниматься исследованиями на уровне не ниже международных.
ВТОРОЕ. Аспирант должен защищать работу в срок, что со всех точек зрения (эффективность, реноме научного руководителя, паблисити вуза) правильно. И за три года теоретическую работу при наличии базовой физико-математической подготовки, действительно, сделать можно.
Но… совмещать аспирантуру с работой, не связанной с диссертацией, нельзя. В 99 случаях из 100, как только аспирант идёт не по профилю исследования и не в НИИ, на кафедру или лабораторию, это – начало конца. Диссертацией нельзя заниматься урывками, надо ежедневно и минимум по 6 часов, а лучше весь световой день!
ТРЕТЬЕ. Самые успешные аспиранты и докторанты, защитившиеся под моим началом, были холостые. Семья, дети требуют слишком многого, чтобы формула «Диссертация+Работа+Семья» имела право на жизнь. А чтобы сделать добротную диссертацию, нужны очень серьёзные усилия.
ЧЕТВЁРТОЕ. Очень важно, чтобы пусть даже на последнем курсе (специалитет, магистратура) была начата работа по теме будущей кандидатской. Если делать выпускную квалификационную работу (или магистерскую диссертацию) с таким прицелом, вероятность успешной защиты кандидатской существенно возрастает, причём не в три года, а раньше. Без такого задела результат обучения в аспирантуре непредсказуем.
ПЯТОЕ. Объективно: с каждым годом база для аспирантуры ухудшается. О причинах можно говорить много. Одна из них: школьников не учат думать. Отсюда – первокурсники, не способные думать, понимать и даже конспектировать. Есть, конечно, светлые головы, но они – поштучно.
Появился ещё один феномен – «расслоение умов». Ведёт это вот к чему: если в 2006–2007 годах у меня аспиранты защищались к концу третьего года, то сейчас – через год-полтора или никогда. А в целом процент выхода аспирантов не растёт, у меня не более 50%.
Почему так? Потому что в последние годы идут в аспирантуру:
а) девушки из депрессивных городов, им дешевле сдать пару экзаменов, аттестоваться и закрепиться в общежитии, чем снимать квартиру при зарплате в 15 тысяч;
б) или рассчитывающие в период аспирантуры получать от родителей финансовую поддержку;
в) юноши, для которых аспирантура – последний шанс «откосить» от армии и т.д.
ШЕСТОЕ. Тот, кто талантлив, учился хорошо, набрал солидный багаж, работу обязательно найдёт, причём за приличные деньги и в хорошей фирме. Многие так и делают, не зная, что через 3–4 года, за которые можно получить степень кандидата, им придётся либо повышать квалификацию, либо получать второе высшее, либо поступать в аспирантуру.
СЕДЬМОЕ. Готов и впредь подключать своих аспирантов, докторантов к грантовым исследованиям в рамках Федеральных целевых программ. Но, допустим, в 2009 году победителей было 6–7, и на каждый коллектив – по 2 миллиона рублей. Сейчас суммы грантов всё больше, победителей – меньше, а выиграть научному коллективу с периферии просто не дают.
Создана такая система, что всё подбирает Москва. Подаём 8 заявок, теми же группами, с теми высокими параметрами, с которыми 3–4 года назад выигрывали… В итоге из 8 заявленных – ноль побед. Отставание от победителей – на два балла, на три (из 50). То есть укрупнение привело к тому, что «периферия» теряет шансы выиграть хоть что-то. И лишь тот, кто знает содержание термина «откат», в этих условиях не проиграл.
ВОСЬМОЕ. Прихожу к выводу, что мне нужно пересмотреть вопрос финансирования аспирантов. Была такая практика в царской России, и я всерьёз намереваюсь того, кто пашет на кандидатскую, поддержать финансово. По моим подсчётам это тысяч 180 на полтора года. Пока что только одного, больше не потяну…»