Олег Плотников
О новшествах в образовательном процессе, которые Национальный исследовательский Томский политехнический университет последовательно вводит в течение 2011/2012 годов, говорил проректор по образовательной и международной деятельности Александр Чучалин на встрече со студенческим активом ТПУ. В этом номере – продолжение разговора, состоявшегося 7 ноября.
«В настоящее время в Томском политехническом подготовлен проект, – отметил профессор Чучалин, – который станет законом для всего университета. Это – «Положение о системе оценивания учебных достижений студентов». Вы знаете, что в университете разные факультеты начинали реализовывать, так называемую, рейтинговую систему, когда содержание данного курса и результаты обучения (компетенции) оцениваются в кредитах. Есть также рейтинговая оценка, которой отмечается качество освоения и формирования результатов обучения.
На каждую дисциплину отводится 100 баллов. Если в течение семестра вы успешно освоили всю программу, продемонстрировав свои знания на конференц-неделях, можно набрать 60 баллов максимум. И на сессии – максимально 40 баллов. Итоговая оценка по дисциплине формируется по сумме набранных баллов в течение семестра и результата сдачи экзамена в сессию (60+40=100). Это касается большинства дисциплин. Для НИРС и УИРС – несколько другое соотношение, а именно: в течение семестра – 40 баллов (курсовые проекты и работы), а за защиту курсового проекта или сдачу отчёта по НИРС – 60 баллов. По практикам оценивается только защита, и максимальная оценка составляет 100 баллов.
За выпускную квалификационную работу Государственная аттестационная комиссия выставляет обычную оценку – «тройку», «четвёрку» или «пятёрку».
Для пересчёта баллов в литерные оценки разработана шкала (рис. 1), которая применяется в рамках Болонского процесса. И мы будем её использовать, чтобы сопоставлять наши оценки и оценки европейских вузов, с которыми у нас есть отношения по линии академической мобильности.
Кроме того существует шакала перевода баллов в обычные оценки: 90 и выше – «пятёрка»; от 70 до 90 – «четвёрка», от 55 до 65 – «тройка». Если в течение семестра студент набрал меньше 33 баллов, он не будет допущен к сессии. На экзамене, чтобы получить положительную оценку, необходимо набрать 22 балла и больше.
Ещё одно нововведение: если раньше при наличии одного «долга» по какой-либо дисциплине студент на сессию не допускался, то сейчас принято решение, что допуска не будет только по той дисциплине, по которой меньше 33 баллов, и до тех пор, пока долг не будет устранён. К сдаче других экзаменов студент допущен будет.
Теперь о «долгах».
Студенту будет дана возможность пересдать экзамен 3 раза. Первый – в сессию, во время консультаций, которые будут назначены. Не получилось отчитаться, например, за осенний семестр зимней сессии, можно пересдать второй раз во время зимних каникул, и 2-х недель весеннего семестра. И третий раз – в начале следующего осеннего семестра в течение 3-х недель. Если удалось пересдать экзамен, учитесь дальше и получаете стипендию. Если не удалось сдать один (или даже два экзамена), разрешение обучаться в течение весеннего семестра будет, но без стипендиальной поддержки с обязательной последующей пересдачей. Три экзамена, которые не удалось сдать в зимнюю сессию, автоматически влекут за собой отчисление.
Что касается весеннего семестра летней сессии, то с тремя долгами за экзамены можно дожить до следующей осени и ликвидировать академическую задолженность в течение первых 3-х недель сентября. Успешная ликвидация долгов означает, что вы продолжаете учиться в Томском политехническом университете.
«В период летних каникул (в июле), – отметил проректор Чучалин, – будет работать Летняя школа, на которую в качестве лекторов будем приглашать выдающихся учёных-педагогов из зарубежных университетов и организовывать другие мероприятия.
В то же время в рамках школы будут проходить дополнительные занятия для студентов, изъявивших желание на платной основе подтянуть предметы, по которым у них есть пробелы. Принуждать никто никого не будет…»
В завершение профессор Александр Чучалин вместе с представителями других управлений ответил на вопросы студентов, возникшие в ходе встречи.