Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Дело профессора Сипайлова

В октябре исполняется 80 лет с момента первой защиты в Томском политехническом студенческой дипломной работы по электромеханике. Накануне этого события состоялся такой разговор.

Доцент кафедры электромеханических комплексов и материалов Олег Рапопорт:
– Исторически коммутационные исследования начинал профессор М.Ф. Карасёв, продолжили их профессора А.И. Скороспешкин и Р.Ф. Бекишев, а подхватил эстафету профессор С.И. Качин.

Сегодня это направление из сугубо теоретических изысканий на кафедре вылилось в прикладные работы по созданию и внедрению приборов контроля искрения, настройки коммутации, систем диагностирования и автоматического управления тяговыми электродвигателями.

У истоков теории надёжности электрических машин стояли профессора Э.К. Стрельбицкий и Ю.П. Похолков. В продолжение этих исследований профессор О.П. Муравлёв создал теорию управления качеством асинхронных двигателей в условиях массового производства. В настоящее время она реализуется в новом применении, обеспечивающем качество электрических машин в процессе эксплуатации.

Не утратила актуальности проблема нагрева (или охлаждения) электрических машин, начало исследованиям положили профессор Г.А. Сипайлов и доцент Д.И. Санников.

Результаты – идеи и методики – нашли применение на действующих предприятиях, в частности, на заводе «Сибэлект-ромотор». В продолжение этих работ на кафедре создана и внедрена система мониторинга теплового состояния тяговых электродвигателей, которая основана на теоретических выкладках названных авторов.

Разговор продолжает доцент Анатолий Борисович Цукублин:

– Тему вентильных электрических машин инициировали Г.А. Сипайлов и только что защитившийся В.С. Новокшёнов. Позже, когда Владимир Степанович уехал в Алма-Ату, вся работа перешла ко мне…

Разрабатывали вентильные машины постоянного и переменного тока. Часть разработок тогда была внедрена на заводе «Электромашина» в Прокопьевске и др. В настоящее время востребованность этих машин ещё более высока, поскольку вентильные электродвигатели применяются в самых разных отраслях: это и электрические усилители руля в автомобилестроении, и задвижки на нефтегазотранспортных артериях, и даже так называемые «беспилотники», и многое другое.

В начале 70-х годов сложилась положительная конъюнк-тура на асинхронные двигатели со встроенным дисковым тормозом – для автоматических линий, устройств, грузоподъёмных механизмов, электроталей, лифтов и т.д.

Для этого типа двигателя важна малая постоянная времени, т.е. при отключении он должен мгновенно остановиться. Серию начинали осваивать под руководством профессора Е.В. Кононенко выпускники кафедры ЭМА: доцент В.С. Гринберг, а позже – профессор Э.М. Гусельников.

– За дело взялись так, что к 1980 году Специальное конструкторское бюро «Сибэлектромотор», – вспоминает доцент Павел Рудольфович Баранов, – при активном участии кафедры ЭМА стало ведущим в Советским Союзе в этой линейке двигателей. Авторитет был настолько высок, что все аналогичные проекты направлялись в Томск на экспертизу.

В 2008 году по результатам работ были внедрены два новых двигателя с встроенным дисковым тормозом, высота оси вращения 112 и 132 мм. Производство того и другого было успешно освоено ОАО «Сибэлектромотор».

Доцент Валерий Сергеевич Баклин (бывший аспирант профессора К.А. Хорькова):

– В своё время один из корифеев СКБ «Сибэлектромотор» Аркадий Семёнович Гитман разработал программы расчётов асинхронных двигателей. Тогда ещё на языке программирования FORTRAN… А когда понадобилось перевести на более высокий уровень, то с участием нашей кафедры было разработано современное программное обеспечение на базе DELPHI.

Сегодня все ведущие электромашиностроительные предприятия в Томске – СКБ «Сибэлектромотор», ОАО «Сибэлектромотор», ОАО «ТЭМЗ» – используют этот продукт. Причём для всех типов асинхронных двигателей: крановых, рольганговых, общепромышленных, частотно-регулируемых, с фазным ротором.

Своим рождением направление моделирования электрических машин обязано тандему профессоров Сипайлова и Хорькова. Ну, а если в целом говорить об истоках научного творчества на кафедре ЭМА, то это от Геннадия Антоновича Сипайлова и его исследований по импульсной электромеханике. Именно он начал работу, связанную с несколькими проблемами, которые предстояло решить. Первая – создание генератора импульсов высоких энергий. Вторая – техническое обеспечение коммутации этих импульсов.

Для решения круга технических вопросов создали рабочую группу. Теоретические положения были реализованы в ходе строительства ускорителя «Сириус», главным инженером которого – по сути и по призванию – был Геннадий Антонович Сипайлов. Он создал школу теоретиков, а те в свою очередь стали развивать разные ветви направления импульсной техники.