Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

В помощь железнодорожникам

Олег Плотников

Анализ работы железнодорожного транспорта показывает, что ежегодно более половины (52%) отказов оборудования локомотивов связано с выходом из строя тяговых электродвигателей (ТЭД).

В Томском политехническом университете специалистами кафедры электромеханических комплексов и материалов (научный руководитель – доцент О.Л. Рапопорт) изготовлено устройство УКИ-М, которое является на сегодня единственным, разработанным специально для мониторинга коммутационного состояния тяговых электродвигателей на электровозах.

Устройство: устанавливается непосредственно на электровозе и позволяет контролировать состояние ТЭД в режиме реального времени, принимать оперативные решения. Тем самым УКИ-М обеспечивает безопасность тягового железнодорожного транспорта, повышает надёжность, способствует ресурсосбережению. Не требует изменения конструкции ТЭД и дополнительного источника питания. Измерительная цепь гальванически развязана с цепью питания ТЭД, что делает разработку безопасной в применении.

Прошло всесторонние испытания на электровозах, получило одобрение межведомственной комиссии ОАО «РЖД» на серийное изготовление и внедрение на железной дороге. В настоящее время используется при испытаниях новых электровозов 2ЭС5К, 3ЭС5К «Ермак», 2ЭС4 «Дончак», 2ЭС6 «Синара».

Проект был реализован усилиями команды, в составе которой исследователи, производственники, менеджеры, студенты. В настоящее время УКИ внедряется на испытательных станциях локомотивных депо и локомотиворемонтных заводов. Позволяет контролировать искрение при коммутационных испытаниях ТЭД, настройке коммутации. На разработку получено восемь патентов РФ.

На основе разработки создана система мониторинга теплового состояния тяговых электродвигателей. В настоящее время работы продолжаются в направлении создания системы диагностирования, автоматизации управления ТЭД и обеспечения ресурса тяговых электродвигателей.