Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Vita brevis, scientia londe!

С этим девизом древних латинян о краткости жизни и вечности знания творили лучшие умы России.

В истории российской общественной мысли, связанной с решением проблем университетского образования, заметный след оставил «шестидесятник» ХIХ века, выпускник Санкт-Петербургского университета, талантливый литературный критик Дмитрий Писарев. В статье «Наша университетская наука», опубликованной в начале 60-х в журнале «Русское слово», он обосновал общие задачи университетского образования, связав их с развитием естествознания.

Изучение природы, считал он, есть единственное средство выйти из области загадок и предположений, фраз и возгласов, красивых теорий и бессмысленного зубрения. Не лишённый максимализма («только математика и естественные науки имеют право называться науками»), он убеждал своих читателей в том, что эти науки сообщают человеку такую трезвость и неподкупность мышления, такую требовательность в отношении к своим и чужим идеям, которая сопровождает этого человека за пределы выбранных им наук и которая «кладёт свою печать на все его рассуждения и поступки».

Великий химик Д.И.Менделеев считал основной чертой университетского знания «дух университета, состоявший всецело в стремлении достигнуть истины».

Чтобы поставить природные богатства на службу России, говорил он студентам, надо иметь «фонарь науки» – знания. Эти слова приводит в своих воспоминаниях Б.П.Вейнберг, профессор Томского технологического (1909-1924), который, будучи студентом физмата С.- Петербургского университета, учился у Дмитрия Ивановича.

Выдающийся физик-теоретик, профессор Московского университета (90-е годы ХIХ века – первого десятилетия ХХ века), автор понятия плотности потока энергии Н.А.Умов в своей педагогической деятельности придерживался собственного убеждения в том, что всякое знание остаётся мёртвым, если оно не развивает инициативу и самодеятельность. Он советовал коллегам «приучать учащихся не только к мышлению, но и к хотению». На сегодняшнем языке это может звучать так: встреча науки и индивида формирует зрелую личность.

Во славу вечности знания посвящены строчки, появившиеся 10 веков назад: «Если путь твой к познанию мира ведёт, как бы ни был он долог и труден вперёд!

Галина ЯЛОВСКАЯ,
доцент кафедры истории и регионоведения.