Был вечер рабочего дня, когда корпуса пустеют, но в лаборатории кафедры органической химии и технологии органического синтеза кто-то продолжал работать. Вот уж и заведующий, профессор Филимонов (http://tpu.ru/html/ohos.htm) направился к выходу, а у вытяжного шкафа всё ещё активно двигалась одинокая женская фигура. «Золушка!.. – улыбнулся про себя и поинтересовался, кто такая. И вот что услышал от профессора, доктора химических наук Е.А. Краснокутской:
– Марина пришла ко мне на третьем курсе заниматься наукой. Была моей дипломницей, в аспирантуре училась у Виктора Дмитриевича Филимонова. Занималась йодированием ароматических соединений в твёрдой фазе при отсутствии органического растворителя.
Шёл первый год моей докторантуры, так что настоящая помощница, поначалу работала под присмотром, затем – самостоятельно. Колоссальная работоспособность. И хотя у меня не очень большой жизненный опыт, но не встречала человека, который так быстро прогрессирует.
Знаете, как бывает: пришёл обыкновенный студент, что-то умеет, что-то не умеет… А вот так активно расти в профессии, чтобы был виден результат, чтобы твои мысли, которые вкладываешь, шли на пользу, и в голове что-то менялось.
Безусловно, человек команды. Природное чувство ответственности за дело, которое ведёт научный коллектив. Доброжелательна. Мобильна. Отзывчива. И в целом – всё органично. Видно, что ставит перед собой серьёзные задачи, много делает для их достижения, работает над собой.К слову, но многие «взрослые» политехники отмечают, что на сломе эпох приходит новое поколение – более прагматичное, амбициозное, с непомерно завышенной самооценкой. Здоровая амбициозность в науке должна быть, иначе какие достижения? Но ведь нередко НОВО-личностные установки входят в конфликт с задачами университета.
Проявляется сей феномен по-разному. Кто-то, немного подучившись у старших коллег, затем им же «предлагает работу». Другой, приняв определённый объём забот, помощи и знаний, оказывается способен уйти в другой университет. И так далее.
Впрочем, к Марине это отношения не имеет. Первые работы делала в рамках направления green chemistry: вела процесс в отсутствии органического растворителя. Последний с точки зрения экологии не хорош: трудно утилизировать; рабочие помещения – категории пожаро- и взрывоопасных и прочее.
Что до работоспособности, то бывало так: раннее утро, Елена Александровна Краснокутская идёт на кафедру, а Марина – уже под дверью, ждёт. И даже в субботу. Причём не на показ, а рвалась в исследовательский процесс. Подобное рвение не заметить невозможно, главное – не перехвалить. Ещё в аспирантуре стала развивать перспективное направление – модификация наноповерхностей, синтез уникального класса органических веществ (стабильные соли диазония, применяющиеся в органическом синтезе в качестве строительных блоков).
По итогам отчётно-выборной конференции стала председателем женской комиссии профкома университета. Ассистент кафедры, ведёт лабораторные, небольшой лекционный курс по органической химии, подала документы на участие в программе «Кадровый резерв» в группу подготовки докторов наук.
И все предпосылки к становлению учёного – налицо, ибо, как резюмировал профессор Филимонов: «Пашет, думая… И по окончании аспирантуры, не остыла к науке!»
Олег Плотников