Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Системы менеджмента и мировой кризис

История мировых кризисов может служить уроком для сегодняшнего дня. Великая депрессия США показала, что такие интеллектуальные гиганты, как, например, знаменитая компания McKinseyy, выросли и сформировались в эти страшные для Америки годы. Начав свою работу по санации бизнеса проблемных компаний, по повышению эффективности его основных процессов, McKinsey стала великой компанией мира.

Сегодня в арсенале у научно-образовательного комплекса Томска есть и всемирно известные бизнес-гуру и международные органы по сертификации. Томский политехнический университет является признанным лидером в России в сфере стратегического консалтинга и международной сертификации.

Международная сертификация как инструмент валидации широко распространена в мире. Только по стандарту ISO 9001 получено более 1 000 000 сертификатов. Наиболее престижные вузы в этой линейке, например, Технический университет Цюриха, занимающий третье место в европейском рейтинге после Оксфорда и Кембриджа. Сотни и тысячи вузов и НИИ, особенно в США и Канаде, используют валидацию общественно-профессиональных союзов и ассоциаций попечителей. Информационные системы менеджмента ERP, CRM, использующие для мониторинга и оптимизации процессов продукцию компании SAP, есть в каждом вузе старой Европы.

Информационно-аналитические центры вузов США имеют самое эффективное информационное оснащение. П.С.Чубик, будучи еще деканом ТПУ, выделялся из группы высшего руководства, проходившего обучение в Образовательном центре ССЦ. Работа в Администрации Томской области позволила ему применить знания менеджмента по международным стандартам для создания группы, моделирующей бизнес-процессы и переводящей деятельность Администрации в режим E-Government. Сегодня новый ректор ставит стратегические задачи по реальному повышению эффективности бизнес-процессов университета.

Международная организация по стандартизации ISO 13 ноября выпустила новый стандарт по системам менеджмента качества ISO 9001:2008. Стандарт специально был приурочен к моменту расцвета кризиса во всем мире. Стандарт внес не так много изменений в версию 2000-го года, но каждое изменение является очень важным, а все вместе они направлены на повышение эффективности систем менеджмента, построенных по ISO 9001.

Сибирский сертификационный центр ТПУ и орган по сертификации NQA-Russia, дочернее отделение ТПУ и NQA, используя версии ISO 9001:2008 на английском, немецком и французском языках, выпустили легитимный перевод, создав русскоязычную версию стандарта. За декабрь 2008 года только в Томске было проведено 4 крупных семинара, посвященных переходу на новую версию стандарта. Одновременно такие же семинары были проведены в Новосибирске, Хабаровске, Казахстане. В конце января прошли семинары в Воронеже, Самаре, Кемерово и т.д. Имея клиентов на территории от Германии до Китая и Дальнего Востока ССЦ и NQA-Russia, с 1 января проводят все аудиты на соответствие требований нового стандарта. На какие критические точки, обостренные стандартом ISO 9001:2008, следует обратить особое внимание.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

Новый стандарт требует, чтобы системой менеджмента руководил представитель высшего руководства, имеющий право принятия решения. Большинство вузов создают \"Координационные советы по развитию менеджмента\". Роль руководства будет гораздо более строго оцениваться при внешнем аудите. Существенно усиливается и персональная ответственность руководителей бизнес-процессов. Влияние на бизнес харизматического менеджмента и корпоративного управления уступает место твердому соблюдению заложенных в системе менеджмента принципов, ориентированных на достижение важнейших стратегических целей университета. В то же время, гарантии прозрачности и прослеживаемости менеджмент-ревью от самых нижних уровней структуры менеджмента до ректора и Ученого совета должны обеспечивать эффективность менеджмента на всех уровнях университета. Стандарт в России будет более жестко поступать с коррумпированной частью общества, т.к. другими способами стране не выбраться из кризиса.

Санация предприятий должна ликвидировать сформировавшийся в последние годы в России внутренний класс чиновников, делающих карьеру в ущерб развитию бизнеса компании.

АУТСОРСИНГ И ВНЕШНИЕ ПОСТАВЩИКИ

Стандарт требует, чтобы процессы, отдаваемые на аутсорсинг, либо внешнюю поставку, должны иметь описанные бизнес-процессы, контролируемые основной организацией. Реально это можно реализовать так же сертификацией организаций, являющихся внешними поставщиками и компаниями, реализующими аутсорсинг. На Западе этот принцип существовал всегда, а в России частично был реализован системой военпредов. В вузе ярким примером аутсорсинга является практика студентов, дипломирование. Если зарубежная практика студентов ТПУ проходит на предприятиях, имеющих прозрачные бизнес-процессы и сертифицированную систему менеджмента, то в России - это большая проблема для вуза. Создание системы эффективной практики совпадает с требованиями, которые выдвигаются вузам бизнесом и обществом.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Впервые стандарт закладывает в программу аудита оценку индикаторов бизнес-процессов, на реальную результативность системы менеджмента, а в итоге на ее экономическую эффективность. Данное положение похоронит с 1 января все системы, созданные для \"галочки\", более того, можно смело выбрасывать в мусорное ведро купленные сертификаты, которые удовлетворяли лишь коррумпированных чиновников.

ISO 9001:2008 - реальный рычаг для санации предприятий в период кризиса, стимул к созданию по-настоящему эффективных систем менеджмента, серьезный шаг по повышению персональной ответственности руководителей. Статистика технического комитета 176 международных организаций по стандартизации ISO дает информацию о реальном повышении эффективности предприятия минимум на 30-40% после реального внедрения системы менеджмента.

Учитывая, что Россия только 15 декабря 2008 года приняла международный стандарт ISO 17021:2006, который предъявляет принципиально новые требования к органам по сертификации, действующими органами по сертификации могут выступать только те, которые прошли аккредитацию и надзор на соответствие стандарту ISO 17021. ССЦ прошел надзорный аудит по новому стандарту еще 19-20 августа 2008 года.

Сибирский сертификационный центр ТПУ, российский лидер по построению и сертификации вузов, НИИ и инновационного бизнеса в России, готов помочь структуре любого размера в переходе на новую версию стандарта ISO 9001, в партнерстве с NQA имеет за Уралом самую сильную высокопрофессиональную команду специалистов, все легитимные аккредитации.

Евгений РУЗАЕВ, директор ССЦ ТПУ.