Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

В добрый путь…

Вот и подошел к концу очередной учебный год. На этот раз, как и сто лет назад, Томский политехнический выпускает в Большую Жизнь целую плеяду высокопрофессиональных специалистов различного профиля, талантливых, образованных, инициативных людей, стремящихся максимально продуктивно и ярко прожить каждый год, каждый день своей жизни; людей, которые понимают, что их судьба зависит от их же собственных: сознательности, трудолюбия и вовремя приложенных усилий.

Сегодня мой собеседник - приятный, рассудительный, уверенный в себе и в своих знаниях молодой человек, выпускник Томского политехнического университета, аспирант ФТФ кафедры прикладной физики Леонид Сухих.

Леонид родился в Томске, окончил гимназию № 24 с углубленным изучением иностранных языков с \"золотой\" медалью. За годы обучения в гимназии он пришел к выводу, что хотел бы связать свою жизнь с техническими, а не с гуманитарными науками. Леонид полагает, что знание иностранного языка, также как и знание компьютера – вещи необходимые, владение которыми не обсуждается, но делать это своей профессией он не захотел. Поэтому решил получить техническую специальность и точно знал, что пойдет учиться в Томский политехнический университет на ФТФ. В семье сегодняшнего молодого ученого уже были такие прецеденты – на этом факультете старейшего технического вуза Сибири учились его отец и дядя. Будучи старшеклассником, Леонид прошёл двухгодичные подготовительные курсы в \"Школе молодого физика\" при ФТФ.

Вступительные испытания Л.Сухих преодолел без проблем и трудностей, а так как у него была медаль, то необходимо было пройти лишь собеседование, что Леонид спокойно и уверенно проделал. Тем более, помимо этого потенциальный физик участвовал в различных предварительных олимпиадах - всего этого было достаточно для поступления. На вопрос о том, как Леонид стал заниматься наукой, он ответил, что его специальность \"Физика атомного ядра и частиц\" по определению предполагает занятия наукой (если бы так рассуждали все студенты! - прим.автора), эта специальность больше научная, нежели инженерная.

На 4-м курсе научный руководитель Леонида Потылицын Александр Петрович, заведующий кафедрой прикладной физики, предложил своему подопечному работать по его научному направлению: излучению релятивистских электронных пучков, и юный физик был переведен на индивидуальный план обучения со специализацией по научному направлению \"Когерентное излучение релятивистских электронных пучков\", а также принят на должность техника в состав лаборатории \"ФОТОН\". Летом 2005 года он участвовал в эксперименте по исследованию свойств излучения Смита-Парселлана на микротроне 11 лаборатории НИИЯФ ТПУ. В результате этого эксперимента была показана возможность измерения длины электронного сгустка по когерентному излучению, а также исследованы характеристики излучения Смита-Парселла от решеток различного профиля. Это позволило сделать заключение о целесообразности применения таких решеток в целях создания лазера на свободных электронах.

В 2006 году Сухих Л.Г. начал заниматься фокусировкой переходного и дифракционного излучения параболическими мишенями. По результатам расчетов, в ноябре 2006 года был проведен эксперимент на ускорителе КЕК-ATF (г.Цукуба, Япония), в результате которого был экспериментально подтвержден факт фокусировки излучения сферической мишенью. Результаты эксперимента докладывались на конференции DIPAC07, в Венеции в мае 2007 г., где вызвали живейший интерес и обсуждение.

По материалам этого эксперимента в 2007 году Сухих Л.Г. защитил диплом с отличием, и ему была присвоена квалификация инженер-физик по специальности: \"Физика атомного ядра и частиц\". В это же время он был награжден бронзовой медалью ТПУ.

Леонид Сухих уверен на 100 процентов, что его специальность будет востребована в дальнейшем на рынке труда, он убежден, что с трудоустройством проблем абсолютно не возникнет, так как в Томском политехническом университете, а особенно на физико-техническом факультете, очень высокий уровень образования и инженерной культуры, что дает выпускникам неоспоримые преимущества в будущей карьере. Леонид отмечает, что на его кафедре прикладной физики налажены устойчивые связи с зарубежными коллегами и партнерами, так что любой студент, имеющий желание и способности, может уехать за границу, продолжить там учиться, заниматься наукой и работать.

На вопрос о том, что Леонид думает по поводу варианта уехать за пределы страны - он уверенно ответил, что исключает таковой, у него нет желания там жить. В прошлом году ещё студентом он провел месяц в Японии, где участвовал в эксперименте по программе международного сотрудничества через центр академической мобильности.

Результаты этой научной деятельности стали довольно объемной частью дипломного проекта моего собеседника. \"То есть, можно сказать, что в Японии я выполнял выпускную квалификационную работу – в этом особенность, я был первым таким студентом на ФТФ. Сейчас в Томском политехническом университете планируется развитие инновационных образовательных программ, чтобы у студентов была возможность проходить практики и выполнять свои выпускные квалификационные работы на очень высоком уровне не только в крупных научных центрах нашей страны (что имеет место сейчас на физико-техническом факультете), но и за рубежом\".

Леонид заявил, что очень любит Томск и уезжать отсюда никуда не собирается! Он поступил в аспирантуру и планирует продолжить свою научную деятельность на кафедре. Поэтому переход от студенческой жизни к более взрослой и серьезной прошел постепенно и безболезненно. Ближайшие три года молодой ученый посвятит работе на своей кафедре, что касается видения своей будущей жизни - он не хочет что-либо загадывать…

- Леонид, скажи, пожалуйста, что ты приобрел за годы учебы в Томском политехническом университете? Какие качества - личностные, профессиональные, каких людей встретил…?

- Привязать формирование каких-то личностных качеств к политехническому я не могу, а вот люди, окружающие меня, замечательные. В профессорско-преподавательский состав нашей небольшой кафедры входят 5 профессоров и 8 доцентов! Это люди с огромным педагогическим и научным стажем, которые в совершенстве знают предметы своих дисциплин и делают все возможное, чтобы донести их до своих слушателей в лучшем виде, даже несмотря на некоторые объективные трудности. В частности, имеет место сокращение аудиторных часов, все больше делается акцент на свободное самостоятельное изучение, а наши студенты еще не готовы к этому. К тому же, я могу представить себе самостоятельное изучение, скажем, истории или культурологи, но не математики или физики. Я очень рад, что жизнь свела меня с моим научным руководителем, с коллегами по НИИ ядерной физики, с людьми, с которыми контактировал во время работы в Японии - они многому меня научили и продолжают учить, способствуют моему профессиональному росту и развитию. У меня была дружная группа, были и веселые вечера в компании одногруппников, которые совершенно не мешали учебе, нужно просто помнить, что \"есть время разбрасывать камни, есть время их собирать\". Мы до сих пор общаемся, один из моих одногруппников сейчас работает в НИИ ядерной физики, другой в НИИ интроскопии, третий также поступает в аспирантуру на кафедре. Оставшиеся разъехались по научным центрам страны.

- Леонид, какие качества помогают тебе заниматься серьезной научной деятельностью?

- Не знаю, такой рефлексией я не занимался, не думал, что мне помогает это делать.

- Тогда скажи, что бы ты мог посоветовать студентам, которые также хотели бы успешно учиться, иметь такие же достижения?

- Так. Здесь нужно разобраться в понятиях, четко их определить - они хотят иметь достижения или хотят работать. Если они хотят работать – то пусть трудятся, и достижения приложатся сами собой, а если хотят достижений - то, в таком случае, я им советовать ничего не буду, ничего хорошего, по-моему, из этого не получится. Здесь важно работать, работать и еще раз работать. Необходимы трудолюбие, усидчивость, очень развитое чувство ответственности - это основные и главные качества, которые требуются в любой серьезной работе.

Для моего сегодняшнего собеседника Томский политехнический университет значит многое. Физико-технический факультет ТПУ \"научил его учиться\", дал достойное образование. Леониду очень импонируют те образовательные традиции, которые были заложены великими учеными и педагогами, технические специальности, уровень подготовки и квалификации выпускаемых специалистов.

Родной физико-технический факультет нравится тем, что здесь всегда в первую очередь учили думать и самостоятельно принимать решения. Недаром среди выпускников ФТФ - не только физики, но и люди, проявившие себя в различных профессиональных ипостасях и сферах жизнедеятельности. Леонид желает Томскому политехническому университету дальнейшего развития. \"Чтобы политехнический продолжал обеспечивать своих выпускников интересной работой, чтобы всегда ряды абитуриентов и студентов были полны, чтобы политех и дальше работал для народного хозяйства страны, а мы с полной отдачей будем трудиться здесь, и это будет обоюдная польза.

Вот такими мыслями поделился со мной выпускник ТПУ Сухих Леонид Григорьевич. В свою очередь, очень хочется пожелать ему удачи во всем, профессиональных и научных свершений, реализации поставленных целей. На федеральном канале существует успешный проект \"Фабрика звезд\", предоставляющий молодым людям возможность проявить свои способности и вручающий им путёвку в новую жизнь. В таком контексте Томский политехнический университет можно назвать \"фабрикой звезд по-томски”, ведь он зажигает яркие, многогранные звездочки на политехническом небосводе.

Елена КУЧЕРЕНКО.