Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Сопротивление материала

Начало 80-х. Сегодня эти годы с чьей-то нелегкой руки называют временем застоя. У каждого свои оценки. На мой, естественно субъективный взгляд, интенсивность работы многотиражной газеты \"За кадры\" в тот период могла сравниться с изданием районного масштаба. \"За кадры\" - единственная из двух десятков многотиражек Томска выходила два раза в неделю, в редакции трудилось 6 человек, вокруг газеты был сформирован большой авторский актив, многотиражка политехнического всегда лидировала в ежегодных городских конкурсах.

Помню, к одному из\" октябрьских праздников мы надумали сделать на первой странице коллаж. Понятно, что на переднем плане - Владимир Ильич с кепкой в руке, фоном - взлетающие самолеты, непременно дымящиеся трубы символического производства и уходящие вдаль поезда. Где-нибудь рядом должны были просматриваться целеустремленные лица молодых людей с волевыми квадратными подбородками. Выясняется, что Ленина можно было рисовать только профессиональному художнику. В редакции такового не было. Пришлось мне взяться самой. Ночь напролет, одна попытка за другой. Хотелось из этого ограниченного набора, будучи стесненной рамками примитивной технологии, сделать, как говорила редактор газеты, \"конфетку\". Это сегодня едва заметным движением руки можно творить компьютерные чудеса. А тогда - груда железа, с которой можно управится под угрозой членовредительства только с помощью \"гильотины\"; горячий набор, когда литеры, как горох, сыплются по линотипу, обретая форму букв, строчек…

Сопротивление материала. Мы постоянно его преодолевали. Журналисты тех лет хорошо помнят что за непреодолимый барьер представляла из себя цензура. Мне, как ответственному секретарю газеты, приходилось общаться с представителями этого контролирующего органа власти непосредственно. Казалось бы, уже знаешь наперечет все те препоны и рогатки, которые могут возникнуть на пути материала к читателю. И все же жирный красный карандаш цензора метит своими \"птицами\" наши непозволительные вольности. Вымарывались из текстов названия некоторых кафедр, специальностей, направлений работы, тем диссертаций, цензорские ножницы вырезали все, что было связано с Сибирским химическим комбинатом. Помню, как мы пытались дать цифру начинавшейся уже тогда инфляции, причем цифру, прозвучавшую публично на одном из совещаний. Обаятельнейшая цензорша, глядя на меня голубыми глазами, вкрадчивым голосом сообщила: \"Инфляции в Советском Союзе нет и быть не может\". Это досаждало, но тогда мы уже смеялись. Хуже было с информацией о развернувшейся войне в Афганистане. Стали возвращаться из армии наши ребята. Искалеченные и физически, и духовно. Какого труда стоило разговорить их! Очевидно, сознание этих юных ветеранов, этих детей невоевавших родителей, из чувства самосохранения было накрепко закрыто от мира. Однако все, что касалось войны в Афганистане, было сокрыто под фигурой умолчания. Оставалась только одна-единственная мысль о том, что наши ребята выполняли в этом государстве свой интернациональный долг.

Сопротивление материала. Советская журналистика в лучших своих проявлениях всегда существовала в режиме этого сопротивления. В нем, несогласии, преодолении, стремлении сказать правду состояли ее смысл и суть. Мастера эзопового языка были близки и понятны читателю. Вчера разногласия между журналистом и системой возникали на почве идеологии, сегодня газетную политику во многом определяют деньги. А это, пожалуй, страшнее. Но как бы ни было тяжело сегодня представителям так называемой \"четвертой власти\", они с завидным упорством распахивают перед читателем душу, делясь сокровенным и главным.

Удачи вам, здоровья и творческой неуспокоенности, журналисты многотиражной газеты всех поколений \"За кадры\".

Ирина Жилавская,
ответственный секретарь газеты \"За кадры\" 1981-1985 гг.