Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

С юбилеем тебя, «За кадры»!

Год назад, поздравляя родную газету с очередным днем рождения, я сетовала, что 74 - цифра не круглая. А вот сегодня действительно юбилей, да еще какой: три четверти века, 75 лет. И почти 65 из них моя жизнь связана с газетой \"За кадры\".

Впервые я переступила порог редакции осенью 1940 г., придя на занятие литкружка, которым руководил доцент ГРФ Геннадий Львович Поспелов - человек удивительно талантливый, прекрасно знающий поэзию и умеющий увлечь своих слушателей. При этом критиком он был весьма строгим, порой мгновенно мог спародировать какие-то особо неуклюжие строки, так что все покатывались со смеху, а сам обсуждаемый только вздыхал и почесывал в затылке. Часть стихов и рассказов после бурного обсуждения и общего одобрения печаталась в газете.

Кружковцы были и активными корреспондентами. Не могу забыть свою первую статью, написанную по поручению редактора газеты профессора ГРФ Абрама Александровича Белицкого. Он поручил мне написать о секретаре комитета комсомола института, Кировском стипендиате, студенте механического факультета Леве Седокове, тоже одном из членов нашего литкружка. К поручению я отнеслась со всей ответственностью, замучив Седокова дотошными расспросами о всех заметных фактах его биографии. Очерк получился вроде бы неплохим, его напечатали почти без правки, но Седоков долго дулся на меня за то, что я включила в этот очерк его первое творение - стихотворный призыв к односельчанам по поводу необходимости заготовки кормов на зиму. Звучал этот призыв так:

Чтоб скот от бескормицы не был пьян,
Рви на силос бурьян.


Через много лет профессор Л. М. Седоков только посмеивался, вспоминая столь забавную публикацию.

Газета \"За кадры\", редактор которой и все члены редакции, кроме секретаря-машинистки, работали на общественных началах, очень живо отражала все события жизни института и имела обширный круг читателей - практически весь коллектив института. Каждого нового номера ждали с нетерпением и охотно писали сами, так что свежего, порой весьма острого материала всегда было достаточно.

С начала Великой Отечественной войны все многотиражки города были закрыты, и \"За кадры\" стала выходить как стенная газета. К этому времени я уже стала полноправным членом редакции, а затем и заместителем редактора. Главный корпус был занят Ленинградским военным училищем (ЛАТУЗА), и редакции выделили маленькую комнатку под лестницей химкорпуса (теперь корпус №2). Редактором газеты был начальник военной кафедры Сергей Федорович Родионов, а с 1944 г. - проректор института Анатолий Петрович Казачек. В редакции работали зав. кафедрой геодезии Борис Иванович Большанин, математик Алексей Иванович Шкроев - известный в городе садовод, очень эрудированный и остроумный человек, секретарь Ирина Николаевна Соломина (единственный штатный работник) и несколько студентов, в том числе и я. Газета оформлялась на обороте старых чертежей, выходила регулярно раз в месяц, и ее ждали с тем же нетерпением, что и прежнюю многотиражку. Наши художники студенты Лева Винке и Олег Горчаков выполняли соответствующий теме номера рисунок и красочный заголовок газеты (где и какими способами они добывали краски и цветные карандаши - это отдельная песня). Заметки в рядовых номерах просто печатались на машинке и наклеивались на газетный лист под соответствующими красочными заголовками, а в праздничных номерах девочки с механического факультета писали все тексты прямо на ватмане красивым гостовским шрифтом. Газета вывешивалась в коридоре химкорпуса, где тогда была сосредоточена вся общественная жизнь института: именно в этом корпусе располагались партком, комитет комсомола, профком, там же, в Большой химической, проходили концерты самодеятельности, а в коридоре первого этажа - танцы под звуки старенького патефона. Позже, когда нам вернули главный корпус, газету стали вывешивать в коридоре главного, там, где сейчас расположены стенды с расписанием занятий.

Через год-полтора после победоносного окончания войны газета \"За кадры\" снова стала многотиражкой. Ее редактором был фронтовик Василий Федорович Куцепаленко, его сменил другой фронтовик - Александр Григорьевич Бакиров. Оба они и сейчас не порывают дружбы с газетой. С годами менялся состав редакции. В ней, по-прежнему на общественных началах, подолгу работали Александр Михайлович Трубицын, Александр Васильевич Астафуров, Михаил Федорович Полетика, Георгий Леонидович Куфарев, Юрий Петрович Похолков, Михаил Иванович Медведев. С приходом на должность редактора настоящего журналиста Ренаты Рашидовны Городневой с ее опытом и энергией увеличилось и количество штатных сотрудников. Появился свой фотограф Александр Батурин, пришли совсем молоденькие выпускницы ТГУ Света Кошикова, Оля Соловьева, Валя Антонова, Ира Долженко, Галя Венделева. Очень быстро они набирались опыта и, спустя какое-то время, сами стали редакторами многотиражных газет других организаций. Нынешний редактор \"За кадры\" Галина Григорьевна Венделева явилась достойной преемницей своей наставницы Ренаты Рашидовны, руководившей редакцией более четверти века.

Газета \"За кадры\", оставаясь по настрою такой же содержательной, острой, интересной и любимой читателями, внешне совсем не походит на нашу прежнюю скромную по своему оформлению многотиражку. Выросли ее объем, тираж, она красочно и со вкусом оформлена. Я держу в руках свежий номер газеты с множеством интересных статей, фотографий, с новыми постоянными рубриками и вспоминаю, как выпускалась газета в мое время и даже значительно позже. Все статьи, напечатанные на машинке, вместе с макетом будущей газеты доставлялись в типографию областной газеты \"Красное знамя\", где строконаливная машина под названием линотип служила для набора текста, а клише с немногочисленных иллюстраций делались отдельно. Затем всё это версталось в полосы, и делался первый оттиск. Сырые еще полосы, от которых руки сразу чернели, прочитывал корректор, потом редактор газеты или его заместитель, линотипистка вносила указанную правку, и снова двойная проверка: ведь при исправлении приходилось переливать целые строки, так что возможны были новые опечатки. Когда опечатки были наконец устранены или хотя бы сведены к минимуму, редактор мог написать: \"В печать\" и поставить свою подпись После этого надо было не менее тщательно вычитать сигнальный экземпляр и, если всё оказывалось в порядке, нести его на подпись к цензору (а вдруг мы разгласили какие-то секреты или допустили крамольное высказывание?). Вот когда цензор ставил свою разрешительную закорючку, можно было подписать долгожданное \"В свет\" и мчаться в подвал, где стояла печатная машина, чтобы успеть туда раньше редакторов других многотиражек: ведь машина была одна, а газет несколько, так что следовало поторопиться, чтобы потом не ждать долгие часы. Зато как приятно было получить увесистую пачку свеженьких, пахнущих краской газет!

Насколько проще стало теперь: собственное издательство, компьютерная верстка, возможность мгновенного исправления любых ошибок, отсутствие никому не нужного цензора. Можно только по-хорошему позавидовать современным газетчикам. И радует, что они так умело используют все появившиеся у них возможности.

Сегодня я искренне поздравляю свою родную газету с замечательным юбилеем.

Желаю успехов закадровцам новым.
Пусть действенным будет газетное слово.
И пусть юбилеи идут чередой,
Останься, \"За кадры\", всегда молодой.

Т. МОГИЛЕВСКАЯ,
зам. редактора газеты \"За кадры\" 1943 - 1948 годов.