Программой развития ТПУ на 2009–2018 годы предусмотрено изменение типа образовательного учреждения: вместо федерального государственного бюджетного образовательного учреждения (ФГБОУ) университет должен стать федеральным государственным автономным учреждением (ФГАОУ). По поводу деятельности автономных учреждений, особенностей их правового статуса в вузовской среде ходит много слухов, подчас ничем не подкрепленных. В Российской Федерации накоплен определенный опыт функционирования автономных бюджетных образовательных учреждений (речь идет прежде всего о федеральных университетах). Этот опыт позволяет получить представление о том, что ожидает Томский политехнический университет при переходе в новый статус.
В этой статье попробуем остановиться на основных особенностях, отличающих автономное учреждение от бюджетного учреждения.
Структура управления вузом
В автономном учреждении должен быть создан наблюдательный совет (НС) в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета должны входить представители учредителя – Минобрнауки России, представители исполнительных органов государственной власти, на которые возложено управление государственным имуществом, и представители общественности. В состав НС могут входить представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также представители работников автономного учреждения. При этом количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления не должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета, а из этой трети представители Минобрнауки России должны составлять не менее половины. Количество представителей работников вуза не может превышать одну треть от общего числа членов НС. Ректор, проректоры и проректоры-директоры не могут быть членами наблюдательного совета. Решение о назначении членов НС или о досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем – Минобрнауки России, кроме назначения представителей работников вуза. Порядок назначения представителя работников вуза членом наблюдательного совета, а также порядок досрочного прекращения его полномочий должен быть предусмотрен уставом вуза.
К компетенции наблюдательного совета относится:
– рассмотрение предложений учредителя или ректора о внесении изменений в устав вуза, о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств, об изъятии имущества, закрепленного за вузом на правах оперативного управления;
– рассмотрение предложений ректора об участии вуза в других юридических лицах в качестве учредителя или участника, о совершении сделок по распоряжению имуществом, в том числе по совершению крупных сделок; о выборе кредитных организаций, в которых вуз будет открывать банковские счета.
Кроме того, наблюдательный совет рассматривает проекты планов финансово-хозяйственной деятельности вуза, отчеты о деятельности вуза, годовую бухгалтерскую отчетность. По отдельным вопросам наблюдательный совет дает рекомендации, по другим – принимает решения, обязательные для ректора.
Члены НС не вправе получать от вуза вознаграждение за выполнение своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета (проезд, проживание и суточные для иногородних членов совета).
Остается открытым вопрос о порядке назначения ректора. Новый Закон об образовании предусматривает как возможность избрания ректора конференцией работников и обучающихся, так и назначение на должность учредителем, если это предусмотрено уставом вуза. В настоящее время ректоры назначаются в вузах, имеющих статус автономного учреждения и являющихся федеральными университетами. В то же время НИЯУ МИФИ и НИУ ВШЭ, имеющие статус автономного учреждения, избирают ректора на конференции трудового коллектива с последующим утверждением учредителем. В любом случае устав вуза утверждается Минобрнауки России и учредитель вправе закрепить в нем положение о порядке назначения руководителя.
Трудовые отношения и оплата труда
Поскольку финансирование автономного учреждения осуществляется не по бюджетной смете, а путем выделения субсидии на выполнение государственного задания, вуз имеет право самостоятельно формировать свое штатное расписание. Также вуз может более гибко и активно использовать механизм гражданско-правового договора, привлекая нужных специалистов по договору возмездного оказания услуг. При этом следует помнить, что действующим законодательством запрещается «маскировка» трудовых договоров под договоры гражданско-правового характера и администрации вуза необходимо четко проводить разграничения между этими видами договоров.
Система оплаты труда в вузе определяется Коллективным договором, приказами ректора, основанными на решениях Ученого совета университета. В автономном учреждении размер должностных окладов, надбавок и доплат зависит от объема финансирования по субсидии и доходов, полученных от разрешенных видов деятельности. Таким образом, чем больше доход автономного учреждения, тем больше средств можно направлять на выплату заработной платы. Размер оплаты труда ректора определяется учредителем при оформлении с ним трудового договора. При этом в трудовой договор включаются все условия оплаты (надбавки, доплаты, условия премирования). Что-либо изменить ни ректор, ни иные органы управления автономным учреждением не имеют права.
Особенности финансово-хозяйственной деятельности
Имущество за автономным государственным учреждением закрепляется на праве оперативного управления. Отчуждение имущества (недвижимого и особо ценного движимого), также как и у бюджетного учреждения, предусматривает процедуру согласования с учредителем и имеет определенные ограничения. Денежные средства, полученные в виде субсидии на выполнение государственного задания, автономное учреждение, как правило, размещает на лицевом счете в Казначействе. Средства от приносящей доход деятельности, заработанные вузом самостоятельно или полученные в виде пожертвований, могут размещаться вузом в кредитных учреждениях (банках). Это дает возможность вузу по условиям договора с банком начислять проценты на размещенные средства, включая депозиты, т.е. денежные средства «работают», а не лежат мертвым грузом.
По решению учредителя вуз – автономное учреждение – может полностью перейти на обслуживание в какой-либо банк. Разрешается брать кредиты на обеспечение деятельности вуза в банках.
При закупке товаров, работ и услуг автономное учреждение полностью переходит на систему закупок, определенную 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Действие 94-ФЗ и вновь принятого ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который должен заменить с января 2014 года 94-ФЗ, на автономные учреждения не распространяется. Это означает, что вуз будет избавлен от обязанности работать сразу по двум параллельным системам закупок: для закупок, обеспечивающих выполнение госзаказа, применяется система закупок, установленная 94-ФЗ (с 2014 г. – новый закон), а для закупок, обеспечивающих выполнение хозяйственных и иных договоров, – 223-ФЗ.
Особенности налогообложения
В связи с изменением правового статуса у университета возникнут дополнительные затраты по налоговым платежам, финансированию непрофильных видов деятельности.
Налог на имущество.
В настоящее время ТПУ, как федеральному бюджетному учреждению, учредитель полностью финансирует расходы на уплату налога по всему имуществу, находящемуся в оперативном управлении, участвующему в уставной деятельности (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Сумма годового финансирования налога на имущество составляет более 65 млн рублей. Для автономных учреждений финансируются расходы на уплату налога, в качестве объекта налогообложения, по которым признается недвижимое и особо ценное имущество, закрепленное (приобретенное) за учреждением учредителем, в том числе земельные участки (п. 3 ст. 4 Закона). Сумма налога по остальному движимому имуществу уплачивается за счет собственных средств автономного учреждения. И эти средства необходимо заработать дополнительно.
Финансирование непрофильных видов деятельности, налог на прибыль.
В настоящее время бюджетное учреждение имеет возможность получить налоговую льготу и не платить налог на прибыль, если соотношение доходов от образования и науки к доходам от прочей деятельности составляет 90 к 10. При смене статуса для нас возможность приблизиться к данному соотношению практически будет отсутствовать. Все, что не связано с выполнением государственного задания, университет должен будет финансировать из средств от приносящей доход деятельности, а значит в большей части из прибыли. В рыночных условиях автономное учреждение вынуждено будет существенно оптимизировать или отдать на аутсорсинг все не приносящие доход (затратные) виды деятельности, не связанные с образованием и наукой (комбинат питания, транспортный отдел, издательство, база отдыха и т.д.).
Переход Томского политехнического университета в статус автономного учреждения потребует оптимизации структуры университета, более эффективного менеджмента и необходимости увеличения личной ответственности каждого сотрудника университета за выполнение своих должностных обязанностей.
Алексей Мазуров,
проректор
по финансово-
экономической
деятельности,
Галина Симахина, начальник управления правового обеспечения
и кадровой политики