Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

«Геолог – не столько профессия, но больше – души состояние!»

Есть такое понятие в журналистике как «информационный повод». И есть преподаватели в ТПУ, которым безо всякого повода хочется сказать спасибо. Спасибо за то, что нашли своё истинное призвание и следуют ему.

«Человек на своём месте» – так единодушно отзываются коллеги и, самое главное, студенты об Александре Полиенко, доценте кафедры общей геологии и землеустройства Института природных ресурсов.

О себе и секретах своей преподавательской деятельности Александр Константинович рассказал в необычном месте – чудесном палеонтологическом музее ТПУ, среди окаменевших остатков бродивших когда-то по планете животных.

Кажется, преподавал он всегда. Тем удивительнее было узнать, что путь к педагогике был долог и довольно извилист: например, свою первую лекцию он прочёл в «немальчишеские» уже 46 лет! А до этого на самой что ни на есть практике – «в полях» – постигал науки, к которым сейчас успешно прививает интерес у будущих геологов. Однако, судьба знала, что делала – пусть медленно, но верно вела его к Делу жизни.

То, что герой наш станет геологом, наверное, было предначертано. Началась династия с отца. «Он был буровым мастером, и я с третьего класса знал жизнь геологов «изнутри», но документы подал после школы в Новосибирский электротехнический институт и… не прошёл по конкурсу».

Так осень 1958 года стала первой геологической осенью для 18-летнего Саши. Три месяца он отработал в Листвянском шахтоуправлении Новосибирской области, вначале в шахте «качал» уголь на транспортёре (конвейере), а потом грамотного парнишку (тогда «десятилетка» считалась уже достойным образованием!) заметили, и он стал трудиться в маркшейдерском отделе: сначала помощником маркшейдера, а потом и участковым маркшейдером. «Именно тогда, погрузившись в профессию, я настроился изучать геологию серьёзно и начал готовиться к вступительным экзаменам в Томский политех. Кстати, чудом избежал в тот год армии – на руках уже была повестка».

Хорошо запомнились первые дни на геолого-разведочном факультете ТПИ: целый месяц новобранцы вуза провели в колхозе – ребята вручную убирали лён, жили в клубе. Работа, быт и отдых сдружили в мгновение и на всю жизнь. Также отлично помнятся и первые практики. «Палатки, приготовление пищи на костре, с утра все мокрые по пояс от росы, все в мази от комаров и мошки. Вечером – отдых у костра, гитара, природа, – улыбается воспоминаниям Александр Константинович. – Романтика профессии поразила нас сразу, и мы все в итоге пошли работать по специальности».

– Когда Вы поступали учиться, возникала мысль, что станете преподавателем?

– Нет, конечно! – восклицает Александр Константинович. – Хотя наш замечательный куратор Александра Николаевна Аксарина предлагала мне после окончания вуза остаться на кафедре, говорила: «Педагог из тебя получится! Будешь преподавать, станешь доцентом!». Доцент! Для меня это слово звучало волшебно и недоступно. Ведь я был инженер-практик. И мы с женой после окончания вуза поехали в геологоразведочную партию, где начали работать в должностях техников-геологов, т.к. в то время выпускникам вуза диплом о высшем образовании вручали только через год, при условии положительной характеристики от предприятия. Так что звание инженера-геолога нужно было подтвердить на практике! Четыре года мы отработали на доразведке шахтных полей Горловского каменноугольного бассейна антрацитов в Новосибирской области. А в 1968 году я почувствовал желание развиваться дальше и начал готовиться к поступлению в аспирантуру.

Однако, тут нашего героя вызвали в военкомат, и в 28 лет призвали в армию. Два года отслужил в войсках ПВО командиром огневого взвода, затем командиром батареи. «Если честно, вот тогда мог уйти из геологии, командование предлагало мне остаться в Вооружённых Силах, поступить в Военную Академию, но… романтика геологии влекла меня неуклонно. Так что после службы в Армии я вернулся в профессию, проработал год в Байдаевской геологоразведочной партии (г. Новокузнецк). Родилась дочь, и было принято решение уехать в Томск. Позвонил в Политех, на родной ГРФ: «Возьмёте?» «Возьмём!». Но до родного института я тогда не дошёл. В течение двух лет трудился зав. отделом в Томском Центре научно-технической информации. Потом как члена партии меня «взяли под козырёк», и я ещё несколько лет провёл вдали от геологии».

И всё же не иначе, как судьба, через 15 лет после окончания вуза привела Александра Константиновича обратно. А там подвернулась тема, которая стала и идеей для диссертации и интересным хобби (справедливости ради, надо отметить, что хобби у А.К. много: это и шахматы, и лыжи, и лёгкая атлетика, и, конечно, написание стихов).

«В начале 80-х мне предложили заняться минералогией – мочевыми камнями, я почитал про них и увлёкся, – показывает Александр Константинович образцы камней, образовавшихся в организме человека (выглядят, надо сказать, жутковато). – В 1986 году в Ленинградском горном институте защитил кандидатскую диссертацию по онтогении мочевых камней. Такой тематикой – на стыке медицины и минералогии – в СССР тогда практически никто не занимался. На защите присутствовали представители медицины – из 1-го Ленинградского медицинского института и из Военно-медицинской академии, они с большим интересом слушали доклад о морфологическом и минеральном разнообразии мочевых камней, ведь в зависимости от этого можно варьировать виды лечения пациентов. И в Томске все эти годы я занимаюсь анализом состава мочевых камней пациентов урологических отделений, так постепенно и пополняется коллекция на кафедре».

Диссертацию Александр Константинович готовил, работая в Минералогическом музее, потом перешёл ассистентом на кафедру минералогии и петрографии. Последние же 22 года трудится на кафедре общей и исторической геологии. Более 13 лет был заместителем декана геологоразведочного факультета. Бессменный организатор и руководитель студенческих геологических практик в окрестностях Томска. Опыт работы в вузе уже огромный, но до сих пор в памяти первая лекция, прочитанная студентам.

«Отлично её помню, – говорит Александр Константинович. – И лекцию, и своё волнение, и холодный пот по спине. Хотя я хорошо знал материал, ведь меня готовил известный геолог профессор Александр Григорьевич Бакиров. Студентам я, конечно, тогда не сказал, что это первая лекция, так как лет мне было уже порядочно. Но именно тогда я понял, что мне очень нравится общаться с молодёжью, передавать им опыт. В последнее время ловлю себя на мысли, что я говорю с ребятами, а слова текут сами, мы хорошо понимаем друг друга, ведём диалог. Мне очень помогает то, что столько лет я проработал практикующим геологом и могу не только рассказывать материал, но и приводить примеры, случаи из жизни». Преподаватель отмечает, что время, конечно, накладывает свой отпечаток на современных студентов, но отдаёт им должное: «Они компьютеризированные, технически подкованные, но такие же любознательные и внимательные, как их предшественники десять-тридцать-пятьдесят лет назад. Это хорошо видно на практиках, когда мы закрепляем в сознании пройденную теорию, рассматриваем результаты процессов, которые происходили в далёкое геологическое время. У нас же здесь, в регионе, 300 млн лет назад было настоящее тёплое море! (А.К. загорается). Тут наблюдаются интересные толщи осадочных пород, и всё это можно увидеть воочию! Ребятам обычно безумно интересно, они делают зарисовки, фотографии. Конечно, бывало, что после практики, как после проверки боем, некоторые студенты уходили из геологии, понимали, что это не их дело. Но такие случаи единичны. Летние месяцы на природе – это момент, когда будущие геологи понимают, что наша профессия – не только романтика, но и большой труд».

После разговора с Александром Константиновичем осознаёшь, что кроме романтики труда, в основе профессии геолога – ещё и такие увлечённые люди, которые умеют и любят делиться наработанными знаниями и опытом. Когда Александр Константинович рассказывает о своём предмете, рождается чувство, что он сам вновь и вновь с энтузиазмом первооткрывателя постигает уже известное ему, вместе с учениками проходит путь, делает сложнейшее лёгким и интересным для них, радуется за успехи ребят: «Конечно, чтобы увлечь студента, педагог должен очень хорошо знать свою дисциплину. Но что, на мой взгляд, не менее важно – он должен видеть в студенте коллегу, уважительно к нему относиться. Я стараюсь хвалить ребят, запомнить по имени, а некоторых называю и по имени-отчеству. С одной стороны, им уже по 18-20 лет, но это всё равно дети, и если их хвалишь, они стараются. Вот так и получается: студенты для меня и дети, и коллеги одновременно».

Студенты это чувствуют и ценят, выпускники находят минутку навестить любимого педагога-коллегу. Вот он, счастливый случай: когда человек органичен на своём месте и когда ученики – нынешние и бывшие – искренне благодарны за преподнесённые им жизненные уроки. Вуз славен своими учителями, именно их потом вспоминают на встречах однокашников, именно на их уроки опираются в быту и в профессии. Так что ещё раз и без повода хочется пожелать Александру Константиновичу Полиенко и всем хорошим учителям Томского политехнического здоровья и долгих лет работы.

Елена ЕФСТИФЕЕВА