Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Интеграция в переводе на русский – сплочение

Томский политехнический знаменит своими научными школами. Но одна из них – академика В.Е. Панина – занимает отдельную нишу. Ещё и потому, что беззаветно работает на имидж Томского политехнического. Не случайно на не так давно прошедшей Ассамблее ТПУ доклад академика Панина вызвал живой интерес. А говорил он об интеграции фундаментальной науки и образования, о своей научной школе. Ректор П.С. Чубик после выступления Виктора Евгеньевича подметил высокой аудитории, что в ТПУ работает около 20 академиков и член-корреспондентов различных Академий, но не все, как В.Е. Панин аппелирует Томский политехнический как соисполнителя научной школы, которая в Томске является одной из трёх ведущих, имеющих гранты поддержки Президента РФ. Интервью – с заместителем заведующего кафедрой материаловедения в машиностроении Борисом Овечкиным.

– Борис Борисович, обратимся к истокам... К модному сейчас словосочетанию «Интеграция высшего образования и фундаментальной науки»...

– Кафедра «Материаловедение в машиностроении» как выпускающая начинает свою историю с 1961 года. Она была открыта заслуженным деятелем науки и техники РСФСР доктором технических наук, профессором Александром Николаевичем Добровидовым под названием «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов». В 1980 году заведовать кафедрой приглашается директор-организатор академического Института физики прочности и материаловедения СО РАН, известный ученый в области физики твердого тела и материаловедения, педагог и организатор науки, избранный в 1987 году действительным членом Академии наук, доктор физико-математических наук, профессор Виктор Евгеньевич Панин. Он является основоположником нового научного направления – физической мезомеханики материалов. В 1989 году открывается филиал кафедры в академическом институте. В 1991 году на базе ИФПМ СО РАН, ТПУ и других ведущих организаций г. Томска Госкомитетом РСФСР по делам науки и высшей школы совместно с Сибирским отделением академии наук был организован Российский материаловедческий центр, одной из задач которого явилась подготовка специалистов высокой квалификации в области материаловедения. Это дало возможность комплексного обучения будущих специалистов, обеспечило возможность использования уникального технологического и исследовательского оборудования, привлекая высокий интеллектуальный и научный потенциал ведущих сотрудников академического института к учебному и научному процессу.

– В 1993 году произошёл переход на многоуровневую систему образования. Помогла ли совместная подготовка специалистов этому процессу?

– Безусловно. К тому же были открыты новые направления бакалаврской («Материаловедение и технологии материалов») и магистерской подготовки по программам «Материаловедение и технологии наноматериалов и покрытий» и «Компьютерное моделирование получения, переработки и обработки материалов».

– Учебный процесс продолжает совершенствоваться и сегодня?

– Ежегодно привлекаются со стороны академических подразделений порядка 20 докторов и кандидатов наук. Они обеспечивают проведение лабораторных, практических и семинарских занятий по ряду специальных дисциплин, руководят выполнением курсовых и дипломных работ. Все виды практик – учебная (2-й курс), производственная (3-й курс), научно-исследовательская (5-й курс) – проводятся в ИФПМ СО РАН, РосМЦ, РИТЦе и обеспечены квалифицированным руководством со стороны ТПУ и академических подразделений.

– В условиях нынешнего экономического кризиса на многих кафедрах остро встает вопрос обновления их современным оборудованием. Как с этим обстоят дела у вас?

– Именно сотрудничество ТПУ, ИФПМ СО РАН и РосМЦ дает возможность использовать современную научно-исследовательскую лабораторную базу для проведения учебно-лабораторного практикума студентов на современном оборудовании, создавать учебно-методические материалы, основанные на последних научных достижениях. Следует отметить, что особенностью разработанных и поставленных лабораторных работ является то, что в их основе лежат методики и используется оборудование научных исследований, специально адаптированное к учебному процессу. Кафедра сегодня – это учебно-научный комплекс, оснащенный современным оборудованием и аппаратурой, которые позволяют обучать студентов и проводить исследования с использованием компьютерных технологий и передового научного опыта. В настоящее время кафедра выполняет проект ФЦП на развитие ЦКП стоимостью 18 млн руб. Цель этого проекта создать совместно с лабораторией № 9 ИФВТ Международную лабораторию «Высокомолекулярные композиционные материалы».

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, с какого курса начинают студенты вашей кафедры заниматься научно-исследовательской работой. И происходит ли это, в том числе в академическом институте?

– Подготовка специалистов всех уровней образования – бакалавров, инженеров, магистров, аспирантов – ведется в неразрывной связи с научной тематикой ИФПМ СО РАН, ТПУ, РосМЦ. Участие студентов в научно-исследовательской работе, начиная с ранних курсов, в рамках выполнения совместных научных программ, позволяет выявить наиболее талантливую молодежь, повысить качество подготовки, внедрять новейшие научные разработки в учебный процесс, формировать у студентов навыки научных исследований. Студенты кафедры активно занимаются НИР уже с первого курса, имеют публикации в центральных журналах, совершенствуют знания иностранного языка. Показатель – отличная учеба, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, наши студенты неоднократно отмечены в приказах ректора. В разные годы они признавались лучшими студентами ТПУ, были получены пять молодежных медалей РАН, есть те, кто получает стипендии Президента РФ, именные стипендии Правительства РФ и главы областной администрации г. Томска. В копилке студенческих наград есть несколько медалей и дипломов Минобразования РФ за «Лучшую научную студенческую работу», звания «Лауреат премии Томской области в сфере образования и науки». Кстати, в течение последних 3-х лет по НИРС кафедра занимает в ТПУ призовые места. Из последних достижений – участие студентов во Всероссийской олимпиаде по материаловедению.

– Как обстоят дела с преемственностью поколений? Много ли выпускников остаются в науке?

– На кафедре материаловедения в машиностроении ИФВТ основную часть магистрантов составляют бакалавры, выпускники кафедры, что обеспечивает непрерывную научную подготовку по траектории бакалавриатура – магистатура. Для студентов, пришедших со стороны (из ТПУ, других вузов Томска, приезжающих из стран Ближнего и Дальнего зарубежья), необходимый уровень подготовки обеспечивается за счет традиционной интеграционной связи: кафедра ММС ТПУ – ИФПМ СО РАН. Причем определение темы и направления исследования НИР с первого дня обучения в магистратуре является непременным условием подготовки высококвалифицированного специалиста. Решением правления АИОР от 29 декабря 2012 г. №3 аккредитована сроком на пять лет с присвоением знака «EUR-АСЕ®» магистерская программа «Материаловедение и технологии наноматериалов и покрытий».

МНЕНИЕ

Выпускник кафедры И. Власов и м.н.с. ИФПМ Ю. Попкова: – ...нам очень повезло, что обучаясь в ТПУ, имели возможность заниматься научной работой с первых курсов в современных лабораториях ИФПМ. Это поможет нам в кратчайшие сроки завершить работу над кандидатскими диссертациями.

Стало хорошей традицией участие наших магистрантов в научных мероприятиях, проводимых в ИФПМ или совместно ТПУ и Институтом физики прочности материаловедения СО РАН. Это защиты диссертаций учеными, конференции, Школа-семинар «Новые материалы». Как правило, наши магистранты принимают участие в таких конференциях как соавторы докладов, что обеспечивает приобретение опыта публичных выступлений и соответственно высокое качество защит выпускных квалификационных работ.

МНЕНИЕ

В.Е. Панин, академик РАН: – Академическая наука в Томске вышла из вузовской. Около четверти века назад вузовская наука в области физики твёрдого тела высадила свой первый десант в Томском научном центре. Это были выпускники томских вузов, прежде всего ТГУ и ТПУ, через пять лет был создан академический институт ИФПМ. В 1980-м году я был приглашен заведовать кафедрой материаловедения в машиностроении ТПИ, и с тех пор очень много выпускников кафедры работают в составе ИФПМ. Очень важно, что студенты и аспиранты кафедры с первого курса попадают в научную среду академического института, ведут научные исследования на переднем крае современной науки.

– А как развивается международное сотрудничество?

– Широкие международные связи кафедры обеспечивают возможность принимать зарубежных студентов и аспирантов, направлять на стажировки перспективных бакалавров, магистрантов и аспирантов в ведущие университеты Европы, Америки, Южной Кореи, Китая. На кафедре в последние годы проходили подготовку и продолжают обучение студенты и аспиранты из мировых держав. В настоящее время кафедра работает над созданием совместного крупного Центра полимерных материалов и технологий в Таиланде. Для этого уже сейчас ведется подготовка шести аспирантов из этой страны. Двое из них защитили кандидатские диссертации в ноябре 2012 года.

– Секрет успеха кафедры подлежит огласке?

– Все достаточно просто: выпускные квалификационные работы бакалавров и магистров выполняются по реальным научным темам, отличаются практической актуальностью и поэтому – должной эффективностью. Высокий уровень выполнения ВКР регулярно отмечается в отчетах Государственных аттестационных комиссий, содержащих рекомендации для дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре. Более того, многие из студенческих наработок используются в научных исследованиях сотрудников ИФПМ СО РАН. Сотрудничество с Институтом позволяет решать и такую острую проблему, как построение послевузовской карьеры для наиболее подготовленных выпускников. Каждый год ИФПМ СО РАН и РосМЦ берут по 6–8 человек, а всего с начала 90-х годов на работу в Институт принято более 70 молодых ученых и специалистов. Так что проблемы старения кадров для академического института не существует. Как и проблемы трудоустройства для молодых талантов.

МНЕНИЕ

С.Г. Псахье, директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН: – Мы находимся в рамках томской школы материаловедения, которая началась с академика В. Д. Кузнецова, его учеников, и все мы говорим на одном языке, причём опережая очень многие научные центры.

Судьба выпускников кафедры материаловедения в машиностроении ИФВТ Томского политехнического университета практически решена еще в период их обучения.

– Подводя итог разговору, хочется ещё раз услышать от Вас слова специалиста о необходимости интеграции образования и фундаментальной науки...

– Чтобы из стен вуза выходило как можно больше элитных выпускников, интеграция просто необходима. В том числе, она работает и на «большую» науку. Успех в её реализации еще раз подтверждает высокий статус ТПУ. Мы уверены, что кафедра обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов в области современного материаловедения на уровне требований ХХI века.

Галина ВЕНДЕЛЕВА