Всю третью декаду января кафедры и лаборатории Томского политехнического университета отчитывались о реализации программ инновационного развития. Масштабная работа продолжалась 8 дней, руководители свыше 80 кафедр, 25 лабораторий всех институтов ТПУ представили ректорату доклады о результатах работы за 2012 год.
«За деревьями увидеть лес», – так говорят, призывая за отдельными частностями и деталями не проглядеть общего, объединяющего. В случае с отчётами кафедр и лабораторий, наоборот, важно было в подробностях рассмотреть, как живет каждое «деревце» Томского политехнического. В целом итоги развития ТПУ в минувшем году были позитивными. Но – это общая картина, в которой растворены достижения одних и слабая работа других. Разобраться в причинах удач и неудач, выявить их объективную и субъективную составляющие, провести сверку соответствия планов развития низовых структурных подразделений вуза с программой развития ТПУ как национального исследовательского университета – таковы были цели этой отчётной кампании.
Заведующие кафедрами и лабораториями рассказали о кадровом потенциале своих структур, выполнении (или невыполнении) основных целевых показателей программ инновационного развития, ключевых проектах на текущий год. Исходя из докладов, можно было оценить уровень эффективности деятельности подразделений. Скажем, на ряде кафедр не выполнены планы по защите кандидатских и докторских диссертаций, слаба публикационная активность, низки объёмы привлечённых средств за предоставление образовательных услуг и выполнение заказов по хоздоговорам. Есть и передовики, опыт которых можно и нужно перенимать. Впечатляют, например, итоги работы в прошлом году кафедры материаловедения в машиностроении ИФВТ (завкафедрой академик РАН, профессор, доктор физ.-мат. наук В.Е. Панин). В 2012 году по кафедре было защищено 9 кандидатских и 2 докторские диссертации, достигнуты весомые результаты в научной и образовательной деятельности, в сфере международного сотрудничества.
Как отметил в ходе отчётов ректор ТПУ Пётр Чубик, выполнение амбициозных целей и задач, которые ставит сегодня перед собой университет, невозможно без усилий каждой кафедры, каждой лаборатории, каждого сотрудника. И поэтому в структуре вуза должно быть как можно меньше слабых звеньев (желательно, совсем без них).
Руководителям кафедр и лабораторий, чья деятельность по итогам отчётной кампании признана неэффективной, будет предложено разработать и реализовать план мероприятий по изменению положения в лучшую сторону. Если такие изменения не произойдут, последуют, как говорится, оргвыводы.