Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Повышаем квалификацию

Заканчивается год, заканчивается осенний учебный семестр. Разработаны и реализуются утвержденные к реализации в учебном процессе программы повышения квалификации, о которых просили коллеги технических специальностей в своих анкетах, пожеланиях.

К середине обучения подходят занятия по новой краткосрочной программе «Создание портфолио педагогических технологий преподавателя технического вуза» преподавателей кафедры МПИЯ к.п.н., доценты Л.А. Сивицкая, Е.Ю. Азбукина (зав.кафедрой к.п.н., доцент И.В. Слесаренко). Программа решает задачи методической готовности преподавателя к введению активных технологий в учебный процесс. Прикладной характер содержания программы позволяет проводить занятия в формате педагогических практикумов, рефлексивных семинаров, деловых игр, тренингов. В программе обучения – анализ технологий контекстного, проектного, проблемного обучения, игровые технологии в профессиональном образовании.

Е.Ю. Морозова, ассистент кафедры ЛИСТ ИФВТ, слушатель программы: «Мне, как молодому преподавателю, имеющему техническое образование, интересны методы и приёмы преподавания, т.е. базовые инструменты преподавателя, о которых я знала только понаслышке, поскольку нам, в первую очередь, преподавали физику и математику, а социальные аспекты были выражены в меньшей степени. Узнав о том, что организуется данный курс, я даже не сомневалась, что с пользой проведу эти 72 часа обучения». А.Н. Панамарёва, к.ф.н., доцент кафедры ИЯЭИ, слушатель программы: «Эти курсы позволяют комплексно познакомиться с различными концепциями преподавания, методическими приёмами и технологиями. Особенно мне нравится форма работы «круглый стол», позволяющая обмениваться опытом, идеями и учиться в процессе диалога, который, на мой взгляд, является одной из наиболее продуктивных форм как обучения, так и освоения нового материала. Преподаватель должен всегда учиться, я в этом убеждена».

В ответ на поступившие запросы коллег при поддержке ИДНО (директор к.т.н., доцент Д.Г. Демянюк) в текущем семестре разработана и запущена в учебный процесс новая краткосрочная программа «Английский язык для административно-управленческого персонала (начинающий уровень)» (один из разработчиков программы и преподаватель к.п.н., доцент кафедры МПИЯ Е.Н. Дудина). Сейчас десять первых слушателей программы осваивают на английском языке правила устной и письменной деловой коммуникации – переговоры, письма, факсы, правила делового этикета проведения встреч, организации мероприятий.

Программа особенно важна для тех, кто работает в офисе и отвечает за иностранные делегации, документооборот и деловую переписку. В текущем семестре осуществлён дополнительный набор – открыты две группы по программам «Английский в научных и инженерных целях», «Формирование профессиональной дидактической компетенции средствами иностранного языка».

В рамках реализации программ «Формирование профессиональной дидактической компетенции средствами иностранного языка», английский, немецкий для ДОП «Преподаватель высшей школы» для аспирантов, магистрантов, сотрудников ТПУ при поддержке ИДНО разработаны и используются в учебном процессе учебно-методические материалы для электронной образовательной среды Moodle (к.п.н., доцент кафедры О.М. Овчинникова, ст.преподаватель Е.Ю. Лемешко). О.М. Овчинникова: «Привлечение инструментов программы Moodle делает управление учебным процессом по программам более гибким, что позволяет наряду с обучением иностранному языку профессионального общения активизировать социальные навыки работы в группе, команде и в то же время моделировать индивидуальную образовательную траекторию каждого слушателя при изучении иностранного языка».

Программа «Формирование профессиональной дидактической компетенции средствами иностранного языка», разработанная в 2009 г. под руководством зам.проректора по ОМД Т.С. Петровской, нацелена помочь преподавателям в организации занятий на иностранном языке, дать возможность отработать публичные выступления для участия в международных конференциях. В 2010/11 уч. г., согласно приказу Министерства образования, программа вошла в контрольные цифры приёма по программам повышения квалификации для сотрудников вузов.

Продолжают действовать семестровые программы по английскому, немецкому языкам на уровень владения. В числе нововведений – элективные учебные дисциплины: язык в профессиональных целях, английский для инженеров, современный английский язык. Ведётся разработка учебно-методического обеспечения в рамках реализации авторских учебных дисциплин внутри программ. Работа на занятиях также частично проходит в компьютерном классе, оборудованном программным комплексом «SANAKO», что позволяет слушателям тренироваться в сдаче computer-based версий экзамена на уровень владения. На программы приходят коллеги, планирующие образовательные и научные стажировки за рубежом, преподавание на иностранном языке. Из-за командировок, стажировок слушателям не всегда удаётся очно полностью освоить всю семестровую программу, для этого и нужна электронная образовательная среда, а также возможность организации самостоятельной работы в лингафонных кабинетах.

Следующими задачами развития программ повышения квалификации по иностранному языку для сотрудников ТПУ концептуально являются, конечно, развитие системы повышения квалификации по иностранным языкам по трем взаимо-связанным направлениям: иностранные языки – уровень владения, психолого-педагогические компетенции преподавателя технического вуза, методика преподавания профессионального иностранного языка – современные технологии обучения.

С 2009 по 2011 гг. на обновлённых и новых программах повышения квалификации по иностранному языку и по методике преподавания иностранного языка для сотрудников ТПУ обучалось 210 человек – представителей профессорско-преподавательского состава ТПУ и 13 преподавателей других вузов страны, получивших по итогам обучения документ государственного образца о повышении квалификации.