Галина Яловская
«Приложить техническую науку к выгодам промышленности» – таким был девиз Русского технического общества, созданного 145 лет назад. Учёные, инженеры, техники-практики объединялись, чтобы помочь стране выйти на новый уровень развития. Хронологический перечень постановлений Совета и собраний РТО за 60–80-е годы ХIХ века (хранятся в НБ ТГУ) представляет богатую палитру деятельности этого объединения. Чего стоит только разнородность решаемых вопросов: работа отделов и комиссий, Всемирные промышленные выставки и съезды, организация технического образования, санитарное состояние городов и применение парового парома на Енисее. В равной мере значительными были запросы от правительства и городовых и принятие мер по доставке изобретения крестьянина на технико-ремесленную выставку.
Почти все страницы «Перечня» заполнены словами признательности в адрес высочайших особ, деловых кругов, гражданских и военных лиц за материальную поддержку Обществу (Н.И. Путилов – за пожертвования на опыты Д.И. Менделеева, генерал-губернатору Восточной Сибири Сивельникову – за создание отдела РТО).
Через год после создания РТО на первом съезде естествоиспытателей было положено начало созданию отраслевых научно-технических обществ. В их числе: химическое, физическое, физико-химическое, общества металлургов, горных инженеров и др. Последнее основало отделения на Урале и в Сибири. К 1905 году по инициативе В.А. Обручева было создано томское отделение ОГИ, внёсшее весомый вклад в использование углей Кузбасса. Научно-техническая комиссия ОГИ стала инициатором проведения разведки запасов золота вдоль Сибирской железной дороги.
В 1880 году в РТО открылся воздухоплавательный отдел, ставший одним из самых активных научно-технических центров Общества. Здесь провёл большинство своих исследований по упругости газов Д.И. Менделеев, закладывал научные основы освоения космоса К.Э. Циолковский, утверждали свои имена в науке Н.Е. Жуковский и А.Ф. Можайский.
В этом же году был создан электротехнический отдел, объединивший физиков (в области электротехники) и электрико-техников-практиков. Информационно-организаторскую и научную функцию выполнял журнал «Электричество». Одна из заслуг отдела – постановка массового электротехнического образования среди рабочих. Школы и курсы ежегодно выпускали до 200 человек.
Благодаря Русскому техническому обществу, в Росси впервые на научную основу была поставлена проблема развития нефтяной промышленности, для чего одним из первых было создано Кавказское отделение РТО. Здесь проходили жаркие дискуссии с участием учёных, практиков и промышленников (Андреев, Менделеев, Морковников, Нобели) о необходимости, экономической целесообразности и возможностях строительства нефтепровода Баку–Батум, о строительстве нефтеперерабатывающих заводов.
В 80-х годах ХIХ века участники разработки перспектив «Нефтяного дела в России» уверенно заявляли, что нефть будут брать от Печоры до южных границ Туркестана.
Предмет постоянного внимания Совета и Собрания РТО – образование для «фабричного класса». Основной груз в решении этого вопроса несла Комиссия по техническому образованию, которая была инициатором создания вечерних и воскресных классов, школ для мастеровых и детей рабочих, ремесленных и уездных училищ, организатором публичных лекций промышленно-технической тематики. При этом не оставались в тени и социально значимые проблемы: условия труда и быта. Впечатляют география международных научно-технических, промышленно-экономических связей и разнообразие форм сотрудничества с участием Русского технического общества: всемирные научные и промышленные выставки второй половины ХIХ века в Филадельфии, Брюсселе, Париже, Лондоне, Турине, съезды (в том числе по торфяному делу в Дании и Голландии), учреждение «Общества Датско-Сибирской торговли», обмен научными публикациями и музейными материалами.
В адрес строительного отдела РТО приходили различные рекомендации по устройству мостовых из Нью-Йорка. Спустя несколько месяцев после основания РТО на заседаниях Совета общества последовательно поднимались вопросы о расширении сети высших технических учебных заведений, в числе которых был Харьковский технологический институт, открывшийся после 17-летнего обсуждения своей судьбы (1884 г.). Именно ХТИ дал первого директора первому техническому вузу Сибири и первых его профессоров. Учёные, подвижники инженерного образования – Е.Л. Зубашев, В.Н. Джонс, С.В. Лебедев, А.Д. Сабек, И.И. Бабарыков – своими изысканиями в области химической технологии органических, минеральных, питательных веществ, машиностроения выстраивали первые опоры научным школам, укрепляли престиж Томского технологического.
Русское техническое общество под своим рождённым именем дожило до 1918 года, после чего в качестве московского отдела вошло во Всероссийскую ассоциацию инженеров, которую через 10 лет сменила другая организация, уступившая своё место последующим структурам, связанным с доблестно-драматической судьбой научно-технической интеллигенции России.