Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Плюсы – учитывать, минусы – исправлять

Светлана Велединская

Благодаря своим явным преимуществам, дистанционное обучение играет всё более значимую роль в модернизации учебного процесса в Томском политехническом университете. Начиная с 2008/2009 учебного года ИДО полномасштабно реализует технологии дистанционного обучения (ДОТ) применительно к заочной форме обучения. Сегодня в ИДО ТПУ дистанционно обучается более 1 200 студентов, к процессу преподавания с использованием ДОТ привлечено около 200 преподавателей.

В мае этого года администрацией ИДО совместно с отделом социально-психологических исследований был проведен очередной социологический опрос. В ходе мониторинга диагностировались: степень заинтересованности преподавателей, факторы, влияющие на качество дистанционного обучения, потребности ППС в сопровождении со стороны ИДО, предпочитаемые сервисы и т.д.

Всего к опросу удалось привлечь 123 преподавателя разных дисциплин, задействованных в учебном процессе с использованием ДОТ.

Полученные результаты позволили выявить в основном позитив: признание ДОТ перспективным направлением развития современного образования (42,3%), возможность более гибкого рабочего графика (43,1%) и дополнительного заработка (41,5%). Лишь незначительная группа преподавателей настроена скептически, высказывая сомнения к качеству учебного процесса (15,4%). Среди факторов, влияющих на качество электронного обучения, значимыми отмечаются используемые педагогические технологии (33,3%), качество УММ (35%), используемые компьютерно-сетевые технологии (35,8%), качество организации образовательного процесса (38,2%). Однако приоритетным фактором признается всё же качество работы преподавателя (48,8%).

В ходе исследования была выявлена оценка ППС различных интерактивных дистанционных технологий (см. диаграмму).

Судя по полученным данным, опрошенные преподаватели считают наиболее эффективными формами взаимодействия со студентами консультации с возможностями видео- и голосовой связи (4,2 балла) и вебинары (4,1 балла).

Использование технологии видеозанятий на сегодняшний день является основной технологией электронного обучения, предоставляющей возможности интерактивного общения, сопоставимые с очным обучением. Количество вебинаров, проведенных в ИДО в 2010/2011 уч. г., превысило 600 часов. Однако уже в текущем учебном году это количество ожидается увеличить до 2 500 часов. При участии УМУ в ТПУ введено три специализированных компьютерных класса на 33 посадочных места (на базе ЭНИН, ИДО и кафедры ВМ ФТИ). Вместе с тем, по данным опроса большинство преподавателей имеют необходимое оборудование и могут проводить учебные занятия со студентами с домашнего компьютера. Максимальна доля таких респондентов среди преподавателей экономических дисциплин (80%), тогда как почти половина преподавателей естественно-научных дисциплин, напротив, к этому не готовы (42,9%).

Признанная преподавателями самой малоэффективной технология чат-консультаций (3,1 балла) заменена с 2011/12 уч. г . форумом по дисциплине, пользующемся большим успехом как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Существенный интерес для администрации ИДО представляет полученная в ходе опроса информация о трудностях, с которыми сталкиваются преподаватели в работе. Доминирующим недостатком для опрошенных является дефицит прямого общения со студентами (49,2%), а также отсутствие возможности прямого (без диспетчера) взаимодействия со студентами (25,8%). Если первую проблему в ИДО намерены решить через расширение видеокоммуникаций, то для решения второй в LMS ИДО введён специальный сервис прямого общения преподавателя и студента, предусмат-ривающий систему сообщений и обмена учебными работами/рецензиями. Введение нового сервиса позволило вывести диспетчера непосредственно из учебного процесса и оптимизировать ресурсы ИДО по обеспечению организации учебного процесса.

Вместе с тем, по данным опроса, каждый шестой преподаватель испытывает трудности с ДОТ либо не готов работать самостоятельно (17,2%). Для решения данной проблемы в ИДО проводятся консультации и обучающие семинары, через которые в 2010/2011 уч. г. прошло 80 преподавателей. А с начала 2011/2012 уч. г. обучено дополнительным сервисам уже 100 человек. В июне 2011 года с поддержкой ИДНО апробированы курсы повышения квалификации, через которые прошли 10 преподавателей ТПУ.

Коллектив сотрудников ИДО благодарит за помощь в проведении опроса отдел социально-психологических исследований ИИЦ ИАУ ТПУ, а также всех преподавателей, работающих с применением ДОТ, и надеется на дальнейшую совместную работу по становлению системы электронного образования в вузе.