Академическая сессия в Томске

Олег Плотников

В Томском политехническом университете работал Научный совет Российской академии наук по радиационной физике твёрдого тела (НС РФТТ). Выездная сессия состоялась при поддержке научного управления ТПУ, с подачи члена НС РФТТ профессора В.П. Кривобокова.

Членов совета и приглашённых участников приветствовал проректор по научной работе и инновациям профессор Виктор Власов. Он отметил, что проведение Научного совета в Национальном исследовательском Томском политехническом университете имеет особое значение. Ведь ТПУ одним из первых в Томске подписал Соглашения о стратегическом партнёрстве сначала с Томским научным центром СО РАН, а затем – с Сибирским отделением РАН.

Но главное, что это сотрудничество имеет глубокие корни. И если говорить о развитии направления «Радиационная физика твёрдого тела», то томские политехники всегда держали планку на должном уровне, подтверждая своё лидерство высокими (например, для Роскосмоса) научными результатами и разработками. В Томском политехническом прародителем этого направления справедливо считается ректор А.А. Воробьёв. И, по мнению председателя НС РФТТ члена-корреспондента РАН Б.Н. Гощицкого, Томск был и остаётся одним из основных центров России, где это направление активно развивается. Что же до личных впечатлений, то на открытии сессии Борис Николаевич сказал:

– Я в Томске третий раз. Первый случился лет 30 тому назад, когда нас принимал профессор ТПИ, член-корреспондент Академии наук СССР Андрей Николаевич Диденко. Многие из вас его помнят и знают… Тогда здесь проходило традиционное совещание по исследовательским ядерным реакторам. Во второй раз мы собирались в составе нашего совета, и принимал нас замечательный политехник и учёный Давид Израилевич Вайсбурд.

Сегодня – третье «пришествие». И снова нас принимает известный томский учёный, на сей раз это Валерий Павлович Кривобоков. Должен заметить, что от визита к визиту, как мне кажется, качество приёма всё повышается. Время бежит, и вот что обращает на себя внимание: члены совета стареют, набираются мудрости, а Томск – молодеет и свежеет. Каждый раз, когда приезжаешь сюда, встречаешь что-то новое.

Как выяснилось, это новое обнаруживается не только в облике города, но и в генерации неких новых подходов в рамках направления, которое курирует Научный совет по РФТТ.

По программе участники заседания намечали заслушать ряд докладов и обсудить представленные российскими учёными наиболее важные результаты в области радиационной физики твёрдого тела. Накануне было заявлено семь докладов, шесть из них представлены членам совета (один доклад снят: профессор В.М. Лисицын срочно выехал в Казахстан).

О своих результатах доложили: Ирина Курзина (исследовательская группа ИФПМ СО РАН и ТГАСУ); Николай Волков (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»); профессор Владимир Овчинников (Институт электрофизики Уральского отделения РАН); профессора Александр Коротаев и Александр Тюменцев (Национальный исследовательский Томский государственный университет); профессор Физико-технического института ТПУ Иван Чернов.

Полдня члены совета посвятили исследовательскому ядерному реактору ИРТ-Т, где их вниманию был представлен доклад Валерия Варлачёва по производству ядерно-легированного кремния в ФТИ ТПУ. За время пребывания гости также посетили региональный центр коллективного пользования Томского госуниверситета, Институт физики прочности и материаловедения СО РАН, побывали с экскурсией в музее и выставочном центре ТПУ.

«Наиболее интересные результаты представил кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией Института теоретической и экспериментальной физики (ФГУП «ГНЦ РФ ИТЭФ», Москва) Сергей Васильевич Рогожкин, – сказал под занавес работы председатель. – Не менее сильное впечатление на меня произвело сообщение профессора Валерия Павловича Кривобокова.

В целом все представленные доклады – на хорошем качественном уровне. Мы ещё раз их очень внимательно рассмотрим на бюро, после одобрения которым два-три войдут в годовой отчёт РАН за 2011 год. К слову, в промежутке между заседаниями я встречался с вашим ректором, профессором П.С. Чубиком. Мы поговорили о достижениях и перспективах университета. Они, безусловно, впечатляют!»