Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Движение в правильном направлении

Электротехнический институт ТПУ одним из первых начал разработку и внедрение в образовательную деятельность нашего вуза принципов Болонской декларации, призванных обеспечить интеграцию студентов-политехников в международное образовательное пространство.

За несколько лет трудоёмкой и плодотворной работы руководству института удалось добиться неплохих результатов: теперь студенты ЭЛТИ обучаются по кредитно-рейтинговой системе. Эта новая система подготовки специалистов предусматривает самостоятельный выбор дисциплин и получение двух дипломов по близким специальностям.

В декабре прошлого года делегация ЭЛТИ в составе директора института А.П. Суржикова, замдиректора по методической работе А.Н. Дудкина, замдиректора по научной работе А.А. Беспалько, замдиректора по учебной работе А.В. Лукутина, начальника учебной части Н.В. Леонгард и доцента кафедры электроэнергетических систем и высоковольтной техники О.А. Мастеровой посетила Чешский технический университет в Праге.

Это уже вторая поездка руководства Электротехнического института в Чехию. Первая состоялась в апреле 2004 года. Её целью было знакомство и заимствование опыта по созданию образовательной программы в рамках Болонской декларации. По результатам первой поездки были созданы интегрированный учебный план и образовательная программа \"Электротехника\" (Electrical Engineering), которая должна была быть узнаваема в странах, подписавших Болонскую декларацию.

И уже в 2004 году по новой программе прошёл первый набор студентов. Как рассказал замдиректора ЭЛТИ по методической работе Анатолий Николаевич Дудкин, целью состоявшейся в декабре 2007 года командировки в Чехию стал обмен уже имеющимся опытом обучения студентов по новой интегрированной программе, а также знакомство с ведением учебной документации. По его словам, Чехия изначально была выбрана не случайно. Европейские страны работают в Болонской системе уже давно, поэтому у них не возникает особых проблем в организации учебного процесса. Чехия перешла на интегрированную систему подготовки специалистов относительно недавно - в 1999 году, поэтому многие проблемы, требующие решения, еще свежи в памяти.

В рамках командировки представители Томского политехнического изучали работу факультета \"Electrical Engineering\", познакомились с учебными планами, с ведением документации, с организацией учебного процесса и порядком присвоения кредитов. Последнее является самой большой проблемой не только для России, но и для многих мировых вузов.

- Кто-то поступает достаточно просто - берёт трудоёмкость, то есть количество аудиторных часов, делит на какой-то коэффициент и получает кредиты, - объясняет Анатолий Николаевич. - Но когда мы начали работать подобным образом, то получилось, что некоторые дисциплины получают большее число кредитов, чем важные для наших специалистов-энергетиков и электромехаников. В частности, вышло, что гуманитарный цикл дисциплин (отечественная история, философия и т.д.) и основные дисциплины специальности по кредитной стоимости - одинаковые. Конечно, для общего развития гуманитарные дисциплины важны, но специальные дисциплины нужнее.

Опыт Чешского технического университета в отношении кредитов показателен. Там сначала аудиторные часы делят на определенный коэффициент, а потом экспертная комиссия ранжирует дисциплины по значимости для данной образовательной программы. Поэтому в ЭЛТИ пошли по тому же пути. После ранжирования дисциплин был создан учебный план, который во время командировки сравнивали с чешским. По словам А.Н. Дудкина, сравнение планов показало, что специалисты ЭЛТИ идут тем же путём, что и чехи, и принципиальных разногласий нет.

Однако по словам А.Н. Дудкина, в самой образовательной системе Чехии есть значительные отличия:

- Там подготовка бакалавров занимает три, а не четыре года. Это обусловлено тем, что у них более гибкий государственный стандарт и меньше обязательных дисциплин. Кроме того, в университет приходят учиться молодые люди, имея базовые знания, которым учат у нас на первом-втором курсе. Чехи учатся 12 лет в школе, потом в колледже или лицее и только после этого поступают в университет. За два года обучения в колледже будущие студенты изучают физику, химию, гуманитарные дисциплины. Поэтому в обязательной программе университета таких предметов нет, и изучение специальных предметов начинается на первом курсе. Вот в этом и есть основное отличие.

В разговоре Анатолий Николаевич отметил, что студенты в Чехии более ответственные. Они знают, зачем пришли в вуз. К сожалению, у нас таких не более 10-20 процентов, остальных привели родители. Чешские студенты уже со второго курса начинают работать на предприятиях, в фирмах, поэтому свои проекты они делают в реальных условиях. Штатных преподавателей на факультете \"Electrical Engineering\" немного, значительную часть спецкурсов читают совместители - работники фирм, специалисты-практики. Попытка привлечь специалистов с производства была сделана и в ЭЛТИ.

К сожалению, предложение ТПУ практически никого не заинтересовало - подготовка к занятиям и оплата не оправдывают друг друга. Специалисты-практики Томска пока не готовы участвовать в обучении будущих коллег и специалистов.

В разговоре Анатолий Николаевич отметил, что членов делегации ЭЛТИ заинтересовали сразу несколько аспектов в образовательной программе Чешского технического университета.

- Прежде всего, высокую оценку нашей делегации получила электронная система \"Деканат\". Вся информация о студенте, включая успеваемость, хранится в его файле, а в бумажной личной карточке студента - только аттестат об окончании школы и колледжа. В ТПУ после входа в Болонскую систему возник ряд проблем с этой системой. Она может работать с группами, где не более 30 человек. После создания интегрированной образовательной программы получилось, что первые пять семестров студенты учатся потоками, которые значительно больше этой цифры. Такое совместное обучение даёт студентам возможность разобраться и определиться, кем быть дальше.

В Чехии студенты также учатся по единому учебному плану только один год, а не два с половиной, как у нас. Только после первого года обучения студенты начинают расходиться по специальностям. В ЭЛТИ, например, есть факультатив - \"Введение в специальность\", в рамках которого студентов знакомят со всеми специальностями института, а они потом выбирают, куда пойти учиться. С третьего курса начинается формирование групп по специальностям. Что же касается электронной системы \"Деканат\", то Анатолий Николаевич выразил надежду, что она начнёт эффективно функционировать в скором времени.

- В век информационных технологий мы вместо скальпеля работаем топором. Я считаю, это неправильно.

Это замечание справедливо и для ведения учебной документации. Подготовка учебных планов, рабочих программ и других документов в Чехии ведется только в электронном виде. У преподавателя нет журнала: он заносит все баллы в электронный журнал, а студент, используя свой персональный пароль, может познакомиться со своей успеваемостью. Эти сведения являются конфиденциальными - о них знает только студент и руководство факультета. Родители могут узнать о том, как учится их ребёнок только с согласия самого студента. По мнению А.Н. Дудкина, ведение документации в электронном виде значительно упрощает работу преподавателя и позволяет ему больше времени уделять студентам.

Расписание студентов также составляется в электронном виде и выкладывается на сайт. Кроме того, каждый доцент имеет свой кабинет, в котором он может работать со студентами, и своё собственное расписание.

- Нас особенно привлекло то, что у чешских студентов очень большая свобода выбора, - рассказывает замдиректора по методической работе А.Н. Дудкин. - Если студент не хочет учиться на какой-то специальности, то он может выбрать другую, даже ждать целый год, чтобы учиться тому, что нравится. Студенты практически ночуют в корпусах, в которых созданы все условия для самостоятельной работы: места, оборудованные для работы на ноутбуке, лаборатории, где можно заниматься в удобное время.

Еще одним проявлением свободы выбора можно считать электронное анкетирование, которое проводится в конце каждого семестра. Студенты высказывают своё мнение о преподавателях и дисциплинах, о месте того или иного предмета в образовательном процессе. Как рассказал Анатолий Николаевич, был случай, когда декана уволили после отрицательных оценок студентов. Конечно, российским вузам до такой системы ещё далеко, тем не менее, преподавателей ЭЛТИ интересует мнение студентов относительно качества их работы.

- Поскольку я занимаюсь методической работой, мне было очень интересно изучить формирование учебных планов, - продолжает А.Н. Дудкин. – В отличие от других европейских стран, в Чехии тоже есть государственный образовательный стандарт, правда, он более гибкий. Мне было интересно посмотреть, как чехи формируют план с избыточным количеством дисциплин.

Мы в значительной степени зашорены государственным стандартом и не можем предложить студенту дополнительные дисциплины и загрузить его более чем на 54 часа в неделю. Чехи могут себе это позволить.

Учебный план в Чешском университете содержит базовую часть, предписанную государственным стандартом (30%), и дисциплины по выбору, среди которых астрономия, биология и т.д. Студент вправе выбирать те предметы, которые ему интересны, главное - выполнить государственный стандарт.

- Мы вряд ли пойдём по такому пути: читать энергетикам астрономию мы не будем, но какие-нибудь, близкие к специальным дисциплинам, предметы введём.

По словам А.Н. Дудкина, по другим критериям ЭЛТИ нисколько не уступает факультету \"Electrical Engineering\", в частности, оба вуза делают упор на проблемно ориентированное обучение и командную работу. Оснащение лабораторий в Чешском техническом университете приблизительно на том же уровне, что и в ТПУ. В связи с тем, что в Чехии всю промышленность скупили крупные европейские концерны, которые берут на работу выпускников университета, лаборатории оснащаются их оборудованием. В ТПУ таким примером может быль учебный центр \"Danfoss\", а также недавно открытый в ЭЛТИ учебный центр \"Lappcabel\".

По итогам командировки между Электротехническим институтом и факультетом \"Electrical Engineering\" была достигнута договорённость о реализации системы \"Diadegree\", которая предполагает получение не двойного диплома по одной специальности, а два независимых диплома по близким специальностям. Студент ТПУ получает у нас диплом по электрическим станциям, а проучившись определённое время в Чешском техническом университете, - диплом по маркетингу и экономике в электроэнергетике. Точно такая же схема работает и для чешских студентов - они тоже получат два диплома. Для реализации поставленной цели будет создана совместная магистерская программа.

Одним из пунктов договоренности стало проведение совместных научно-практических конференций по электротехнике и энергетике для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. На 2008 год уже запланировано участие трёх сотрудников и одного аспиранта в работе конференции ЭЛТИ, а также заочное участие в конференции. Кроме того, планируется активизировать академические обмены: студенты ЭЛТИ будут целенаправленно направляться в Чешский технический университет.

Уже достигнута договоренность об обучении чешских студентов в ТПУ. Двое студентов факультета Electrical Engineering Р. Хечцко и Л. Плведник, ознакомившись с научными направлениями и разработками ЭЛТИ, выразили желание обучаться в нашей аспирантуре.

В целом Анатолий Николаевич Дудкин отметил тёплое и дружественное отношение коллег из Чешского технического университета, их взаимопонимание и поддержку совместных начинаний:

- Мы убедились, что идём в правильном направлении.

Лариса БОГОМАЗОВА.