Ассоциация выпускников Томского политехнического университета активно и плодотворно работает вот уже несколько лет.
Но бывших питомцев политехнического можно встретить не только в мегаполисах. Многие из них живут и работают в глубинке, применяя на практике все то, чему научились за годы учебы в одном из самых престижных высших учебных заведений Западной Сибири. В их числе - В. Б. Фомин, исполнительный директор ООО «КТК», депутат Совета Колпашевского городского поселения, выпускник теплоэнергетического факультета ТПИ 1980 года.
В школе Валере одинаково легко давались предметы гуманитарного цикла и точные науки, поэтому вплоть до самого окончания десятого класса он не знал, чему отдать предпочтение. Любимым занятием вне учебы был футбол, что тоже сыграло в судьбе свою роль. Срок подачи документов в приемную комиссию совпал с поездкой на соревнования в Белово. Тренер сборной города по футболу, в состав которой входил выпускник шк. №2 В. Фомин, по приезде в Томск сказал: «Свои дела с институтом ты должен решить, пока мы добираемся с речного вокзала на железнодорожный».
Времени было в обрез. Валера сообразил, что ближе всего от места, где он находится, главный корпус ТПИ. К тому же вспомнил настоятельные рекомендации поступать в политехнический. «Что ж, ТПИ так ТПИ, главное - к поезду успеть». Преодолевая стремительным бегом спортсмена дистанцию по проспекту Ленина, примерно так и думал в далеком уже 1975-м абитуриент Фомин.
Вступительные экзамены сдал легко. Сумма оценок плюс средний балл с аттестата значительно превысили «проходную планку». Боевым крещением для первокурсников стала поездка в колхоз. Весь сентябрь будущие теплоэнергетики провели в одной из деревень Кривошеинского района.
А потом полетели годы студенчества. Лекции, семинары, зачеты, экзамены… Но не только. О развлечениях ребята тоже не забывали. Со своим любимым увлечением Валерий не порывал, благо в студгородке на ул. Вершинина имелась неплохая спортплощадка. В футбол сражались факультет на факультет: по соседству жили «геологи», «электрики» и другие технари. Бывало, до позднего вечера крики «Гол!» или «Мазила!» оглашали окрестности, мешая спать неспортивной общественности.
Как учился студент Фомин? Первые два курса, по его собственному признанию, дались тяжело: теоретические знания поначалу трудно укладывались в голове. Потом пошли более конкретные спецпредметы с практическим уклоном. Появился интерес и желание постичь науки. Преподавательский состав на ТЭФе был очень сильным. Еще не ушли до конца дореволюционные вузовские традиции, которые удачно дополнялись горячим энтузиазмом молодых ученых.
«До сих пор с благодарностью вспоминаю учебу в ТПИ, наших преподавателей. Декана Анатолия Сергеевича Ляликова, строгого на вид, но по- отечески заботливого, зав. кафедрой Василия Григорьевича Заворина, профессора Ивана Кирилловича Лебедева, стоявшего у истоков отечественного котлостроения, и многих других. С теми из них, кто сейчас работает в различных надзорах, сложилось деловое общение. Всегда помогут, подскажут, как лучше поступить. В общем, теплоэнергетическое братство действительно есть!»
На предварительном распределении В. Фомин получил приглашение на работу в один из НИИ Новосибирского академгородка. Если б согласился, может, и сам пошел бы в науку. Однако предпочел поехать в Кемерово. Как шутит теперь, сыграло стадное чувство: из выпуска ТЭФа 1980 года такое решение приняли несколько человек.
Первым местом работы молодого специалиста стал Кемеровский завод химического волокна, имеющий собственную угольную котельную. К трудовой деятельности Валерий Борисович приступил с тридцатидневным опозданием. Почему? Затянул футбол. Хотелось вдоволь наиграться в родном городке, ведь когда еще доведется… Впрочем, этот довод в отделе кадров посчитали не убедительным. И, как штрафник, Фомин получил низовую для выпускника вуза должность - мастера по ремонту котельной. Короче, стал работать в кочегарке. Несмотря на масштабы, состояние котельной можно определить словом «аховое»: пыль, грязь, копоть. К концу смены работающие в ней люди полностью соответствовали высказыванию: «Чумазые, как кочегары». Огромные котлы без конца ломались. Пока доищешься до причины аварии, набегаешься по высокой 17-метровой лестнице. Вот когда Валерию пригодилась спортивная закалка!
На первых порах у молодого мастера не было ни выходных, ни проходных. Трудностей хлебнул до слез, но рук не опускал, старался, как мог. И это не осталось не замеченным. Через год В. Б. Фомина назначили заместителем начальника цеха по ремонту. Рядом всегда находились опытные слесари, учившие техническим премудростям, описание которых нельзя найти ни в одной умной книге и можно постичь только в ходе практики. Но и теорию Фомин не забывал. Прежде всего, стремился внедрить в работу систему, усовершенствовать технологический процесс, создать персоналу нормальные бытовые условия - приблизить имеющуюся реальность к той картине, теоретическое представление о которой составил в студенческие годы. Не сказать, что это удавалось легко и быстро, однако позитивные подвижки происходили.
Казалось бы, живи и радуйся, делай карьеру, расти в профессиональном отношении. Но… В 1984 году у В.Фомина появилась возможность поработать за границей. После недолгих раздумий он подписал трех- годичный контракт и отправился в братскую Монголию. Полученный опыт дорого стоил. «Специалисты там были высочайшего класса. Отбор велся среди асов. Строили военные объекты, городки и поселки для служивых людей. Ну а я вместе с коллегами из СССР занимался привычным делом: отвечал за теплоэнергетическую часть», - вспоминает Валерий Борисович.
Вернулся в Кемерово, на «свою» котельную, начальником смены эксплуатации. В конце 1987-го, аккурат под Новый год, был на дежурстве. И вдруг - звонок из Колпашева, от директора КМЭС В. Г. Роота. «У нас тут начинается строительство большой газовой котельной, а специалиста- теплоэнергетика нет. Приезжайте!» Так летом вместе с семьёй и переехал в Колпашево.
В ПО ЖКХ В. Б. Фомин назначили главным энергетиком. По роду обязанностей он курировал строительство газовой котельной, контактировал и с проектировщиками, и со строителями. Не раз выезжал в командировки. Было захватывающе интересно. Полностью переключился на решение многочисленных проблем теплоснабжения города. Тот, кто живет в Колпашеве более двадцати лет, помнит: холод в домах в зимнее время считался чуть ли не нормой, а горячей водой в благоустроенных домах можно было пользоваться только в отопительный сезон. Поле деятельности было необозримое. И опять, как в самом начале трудовой деятельности, Фомин забыл про праздники и выходные. Ежедневно, и не по одному разу, объезжал все котельные. В общем, сам спокойно не жил и другим не давал.
Конечно, теперь за плечами у него были годы практики. Обкатанную в Кемерове систему работы по ремонту и эксплуатации котельных, теплотрасс настойчиво внедрял и здесь. Не сказать, что на этом пути В. Б. Фомину встречались лишь одни единомышленники. Приходилось убеждать, преодолевать сопротивление, а порой - принимать непопулярные меры. Но все это было продиктовано одной целью: улучшить ситуацию. Не сразу, но получалось. Некоторые жители Колпашева так и говорят: «Мы только при Фомине и узнали, что зимой в квартирах может быть по-настоящему тепло».
В течение длительного времени Валерий Борисович возглавлял самые крупные теплоснабжающие организации города. Вернее, это фактически было одно и то же предприятие, а смена вывески означала лишь способ ухода от банкротства. Увы, этот прием в ЖКХ весьма распространен, но «правила игры» придуманы отнюдь не руководителями на местах. В 1993 году в Колпашеве было создано первое специализированное предприятие - КМУП «Теплотехснаб», выделившееся из состава ПО ЖКХ. В свободное плавание коллектив вместе с директором В. Б. Фоминым отправился в самое провальное для «коммуналки» время. Безденежье, бартеры и взаимозачеты, неплатежи населения, отсутствие должной финансовой поддержки со стороны государства… «Одиннадцать лет коммунальщики работали на голом энтузиазме. Как выстояли, сейчас самим не понятно», - говорит В. Б. Фомин.
Когда-то он был в Колпашеве практически единственным теплоэнергетиком с вузовским дипломом. Сейчас таких специалистов достаточно, и это Фомина радует. Он убежден: кадры по-прежнему решают все, и никакой универсальный менеджер, будь он семи пядей во лбу, не заменит грамотного производственника, досконально разбирающегося в своем деле. Именно такие специалисты и «создают погоду» в любой отрасли.
Хочется верить, что в связи с газификацией настоящие профессионалы будут больше востребованы и у нас. «Оглядываясь назад, он ничуть не жалеет о сделанном на заре туманной юности выборе специальности. Пусть и спонтанно все получилось, но это именно тот случай, когда человека вела судьба. Свое дело Валерий Борисович действительно любит, знает и болеет за него душой. И спорт в его жизни по-прежнему занимает большое место: играет сам и помогает молодым.
Семья у него - «с профессиональным уклоном». Такой же факультет, правда, в Магнитогорском политехническом институте, окончила его жена Наталья Владимировна. По стопам родителей пошла дочь Ольга. После окончания ТЭФа ТПУ она осталась работать на кафедре. Зять Владимир тоже теплоэнергетик. Есть надежда, что эту же стезю выберет и сын Павел, на раздумье у него - еще год школьной жизни. Так что можно уже говорить о династии колпашевских теплоэнергетиков Фоминых.
С. АНИСИМОВА.