Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Первые результаты экспериментальной модульной программы обучения

Одной из инноваций, отличающих Томский политехнический университет, несомненно, является беспрецедентная языковая программа. Поставленная в 1998 году задача научить всех студентов-политехников одному из иностранных языков на уровне свободного владения нашла свое новое преломление в Комплексной программе развития ТПУ в 2006-2010 годах.

В основу сегодняшнего взгляда на языковую подготовку легли новые \"Требования к уровню владения иностранным языком выпускников неязыковых специальностей ТПУ\".

Утвержденный в апреле 2005 года ректором ТПУ Ю. П. Похолковым документ поставил задачу увеличения количества выпускников ТПУ, владеющих иностранным языком на уровне международных стандартов, до 100%, из них 40% - до уровня FCE.

Поистине сложная, но выполнимая задача повлекла за собой необходимость создания единого подхода и поиск новых технологий обучения ИЯ студентов технических факультетов ТПУ.

Для реализации данной концепции Институт языковой коммуникации разработал модульную систему обучения (далее МСО), предназначенную для студентов 1-2 курсов ТПУ по дисциплине \"Иностранный язык\". В основе программы - комплекс учебно-методических материалов (учебное пособие, рабочая тетрадь, книга для преподавателя, аудиовизуальное сопровождение, СРС в виде лабораторных работ на базе УМЦ ЯП и WEB-CT). Создатели МСО руководствовались, во-первых, соответствием содержания модуля программным требованиям и образовательным стандартам по изучению языка, а во-вторых, учитывали соответствие учебно-методических материалов уровню современных инновационных методик преподавания иностранных языков и международным стандартам владения иностранными языками (подробнее о модульной программе см. \"За кадры\" №30 от 24.11.2005).

Модульная программа обучения ИЯ - это особая дидактическая система, представляющая собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателей и студентов, с целью максимального овладения учебным материалом и повышения качества языковой подготовки студентов.

Одним из принципиально значимых нововведений программы является её нацеленность на постоянное продвижение студента внутри своего уровня и переход на более высокий уровень владения ИЯ с целью получения отметки \"хорошо\" или \"отлично\". Поэтому студент с низким (элементарным) уровнем подготовки должен работать более интенсивно на протяжении всего периода обучения, чтобы перейти на уровень выше (промежуточный) и получить отметку \"хорошо\" или на средний уровень для получения отметки \"отлично\" по результатам итогового контроля в конце четвёртого учебного семестра. Если же уровень владения ИЯ по-прежнему остаётся неизменным и соответствует элементарному, студент получает отметку \"удовлетворительно\" (сертификат уровня KET). Такой подход позволяет студенту чётко и объективно судить об уровне сформированности своей иноязычной коммуникативно-культурной компетенции на любом этапе обучения, самостоятельно планировать дальнейшую учебную деятельность по ИЯ и вносить коррективы в личную образовательную траекторию.

Таким образом, специфика модульной программы обучения состоит в том, что изучить ИЯ на уровне, соответствующем международным стандартам, смогут все студенты, пришедшие учиться в ТПУ, независимо от начального уровня подготовки - элементарного, промежуточного или среднего.

Начало экспериментального пилотирования МСО было положено 1 сентября 2005 года. На сегодняшний день разработаны требования к организации учебно-методического материала внутри блоков коммуникативного модуля, проект типовой программы модульного обучения ИЯ и документированная процедура анализа результатов рубежного и итогового видов контроля; изданы в типографии ТПУ 6 УМК (12 модулей) по английскому языку и 2 УМК (4 модуля) по немецкому языку. С целью организации мониторинга качества языковой подготовки студентов ТПУ создана группа тестирования ИЯК, составлены контрольно-измерительные материалы (КИМ) и проведён предварительный контроль знаний, умений и навыков с последующим распределением студентов, поступивших на 1 курс ТПУ в сентябре 2005 г. по языковым группам: элементарный уровень - 842 студента; промежуточный уровень - 1043 студента; средний уровень - 209 студентов.

Студенты-первокурсники стали участниками четырёх контрольных срезов (трёх рубежных контролей и теста остаточных знаний), проводимых с целью определения на каждом отрезке учебного процесса уровня развития их коммуникативно-культурной компетенции на ИЯ и успешности либо неуспешности в продвижении от низкого к более высокому уровню языковой подготовки.

В мае 2006 года Институтом языковой коммуникации проведен ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ по дисциплине \"Иностранный язык\" (охвачено 1740 студентов 1-го курса). Цель итогового годового тестирования - не только установить уровень сформированности иноязычной коммуникативно-культурной компетенции студентов и выявить его соответствие требованиям сертификатов (сертификаты уровня KET, PET, FCE), но и определить качество новой МСО ИЯ в ТПУ. Объекты контроля - коммуникативные умения чтения, аудирования, говорения, лексико-грамматические навыки.

ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ:

  • сертификат уровня KET – 13%;
  • сертификат уровня PET – 69%;
  • сертификат уровня FCE – 18%.

УСТНАЯ ЧАСТЬ:

  • сертификат уровня KET – 14%;
  • сертификат уровня PET – 38%;
  • сертификат уровня FCE – 48%.

Первые результаты реализации МСО просто вдохновляют - уже сейчас у всех 1740 протестированных студентов 1 курса (100%) уровень знаний иностранного языка соответствует требованиям международных сертификатов, а 18% (по письменной части) и 48% - (по устной, которая является приоритетной) студентов могут сдавать на уровень FCE.

Доброй традицией становится составление рейтинга лучших студентов ТПУ, обучающихся по модульной системе. По результатам проведения итогового контроля студентов 1-го курса (набор 2005 г.) лучшими студентами, изучающими ИЯ в рамках МСО, стали Килин А. (ТЭФ); Плотникова О. (ГФ); Баранова К. (ИГНД); Ивлев С., Заремба И. (ФТФ); Чистякова А., Ковальский С., Колесникова Е. (ЭФФ); Дорощюк Д., Мамчур Д., Ширыкалова П., Кравцов К., Зиновьева Н. (АВТФ); Шибанов Е., Лоскутова О., Сушанло И., Астафьев Д. (ЭЛТИ); Козлова Т., Комарова В., Толстиков М., Замулин А.

(ИММ) и др. (данные предоставлены ОМКЯП ЦОКО). Еще одной уникальной особенностью модульной программы является и то, что аудиторные занятия по ИЯ проходят в неразрывном единстве с системой самостоятельной работы студентов и внеаудиторными мероприятиями на ИЯ, которые со своей стороны также способствуют повышению качества языковой подготовки студентов ТПУ.

Самостоятельная работа студентов по ИЯ как органичный блок модульной программы обучения успешно организуется и проводится на базе УМЦ ЯП ТПУ.

С одной стороны, СРС - это лабораторные работы, которые студенты выполняют в компьютерном классе и которые служат завершающим этапом изучения какой-либо темы модуля дисциплины \"Иностранный язык\". Общее количество выполненных студентами ЛР - 165. В основе разработки ЛР - сюжет из аутентичного документального или учебного видеофильма по изучаемой теме модуля и комплекс интересных творческих заданий. С другой стороны, СРС - это задания, направленные на получение \"реальных продуктов на языке\", а именно - доклады на научных конференциях на ИЯ; участие в конкурсе НИРС; разработка имидж-презентаций своего факультета, лаборатории, кафедры, направления; оформление и подача заявки на грант и др. Бесспорно, такие задачи по плечу только студентам старших курсов продвинутого уровня, и они с ними успешно справляются. На сегодня создано 18 презентаций, подготовлено 47 докладов на конференции и 40 студенческих работ для участия в конкурсе НИРС на иностранных языках.

Что касается внеаудиторной работы на ИЯ, то наряду с традиционными формами организации внеаудиторной деятельности, - декады языков и культур, конкурс переводчика, фестиваль языка, кинофестиваль, мини-конференции, “круглые столы” и др. (всего по итогам 2005-2006 уч. года прошло 158 мероприятий на ИЯ, в которых приняли участие 4132 студента ТПУ), - преподаватели ИЯК активно внедряют нетрадиционные подходы к организации самостоятельной и внеаудиторной работы студентов.

Наиболее яркими из них являются:

- День языка
, прошедший 1 марта и собравший 910 студентов 1 курса, обучающихся по модульной программе. Праздник прошел в формате игры \"Кругосветное путешествие\", а тематика каждой \"станции\", которую должны были проходить студенты, соответствовала темам коммуникативных модулей.

- Серия \"Мозговых штурмов\" с участием студентов всех факультетов, в которых они все вместе пытались ответить на вопросы: \"Как я вижу язык в своей профессии\", \"Как бы я организовал преподавание ИЯ и СРС в ТПУ\", \"Как я вижу мультиязыковую среду ТПУ\" и др.

Показательно, что активная позиция участников, их заинтересованное участие - свидетельство того, что студентам-технарям далеко не безразличны проблемы, связанные с организацией учебного процесса по ИЯ. А уж какие необычные и интересные идеи нагенерировали наши студенты!!! (Например, изучать произведения английских классиков на языке оригинала, проводить экскурсии по родному городу на английском языке, организовать телемост со студентами других вузов и т.д.).

Этот список мероприятий, направленных на повышение качества языковой подготовки, можно продолжить еще такими инновациями, как проведение организационных собраний со студентами заведующими кафедр ИЯК; выпуск информационного листка языковой подготовки; введение технологий языкового погружения в период перед государственным и итоговым экзаменом по ИЯ; разработка СРС удаленного доступа через WEB-CT; создание Интернет-портала языковой подготовки; введение проектной технологии работы для решения реального профессионального задания на ИЯ и др.

Ни одно большое начинание невозможно без участия огромного количества людей, болеющих душой за дело и заинтересованных в эффективности результатов проделанной работы. Хотелось бы отметить сотрудников ИЯК, которые принимают самое активное участие в организации МСО и создании УМК и, прежде всего, директора ИЯК - Велединскую С.Б., которой принадлежит сама идея разработки и внедрения модульной программы и которая осуществляет ее общее руководство; Ковалёву Ю.Ю. (зам. директора ИЯК по методической работе), Ройза Ш.С. (зам. директора ИЯК по УР); Сикора Н.И. (зам. директора ИЯК по АХР); Козыреву О.Е. (зам. директора ИЯК по ЭР); отдел информационных технологий ИЯК (зав. отделом Шушаников А.Г.); Озашвили И.Г. (каф. АЯ №4); Панасенко Е.А. (каф. АЯ№2); Малетину Л.В. (каф. АЯ № 2); Ануфриеву М.А. (каф. АЯ№1); Стрельникову А.Б. (каф. АЯ№2); Логинову А.В. (каф. АЯ № 1); Богданову М.А., Колодную Е.П. (каф. АЯ № 3); Разумейко О.П. (каф. АЯ № 4); Казанцеву Г.С. (каф. АЯ № 3); Чудинову А. И. (каф. АЯ №4) и др.

Особая благодарность первому заместителю проректора по УР ТПУ Чудинову В.Н. за помощь и содействие в пилотировании модульной программы; деканам факультетов и директорам институтов за активную поддержку и понимание значимости экспериментальной программы; директору издательства ТПУ Бутенко В.А. и работникам типографии; директору НТБ Онищук Л.Н. и сотрудникам библиотеки; заведующим и методистам УМЦ ЯП факультетов; ОМКЯП ЦОКО и его руководителю Петрашовой Т.Г. И всем тем, кто оказывает неоценимую помощь в реализации МСО.

В заключение хочется отметить, что свидетельством эффективной реализации модульной системы обучения по ИЯ является ее успешная инсталляция в ряде вузов России, в частности, в Государственном техническом университете Комсомольска-на Амуре (содействие и помощь оказывает первый проректор Куделько А.Р.); в Тюменском нефтегазовом университете (проректор по УМР Майер В.В.) и Тамбовском государственном техническом университете (первый проректор Калинин В.Ф.).

Таким образом, Томский политехнический университет, первый в России реализующий беспрецедентную программу языковой подготовки, объединяет под своим началом технические вузы страны, разделяющие идеи внедрения новейших методик обучения ИЯ с целью повышения коммуникативной компетенции студентов и подготовки специалистов мирового уровня.

Ковалёва Ю.Ю., зам. директораИЯК;
Найдён Е.В., зам. директора ИЯК;
Серебренникова А.Н., старший преподаватель ИЯК.