В мае в ТПУ стартовала интерактивная деловая игра «Кампус будущего», организованная Институтом социально-гуманитарных технологий в рамках проекта по разработке магистерской образовательной программы «Системная инженерия».
В состав организационного комитета игры вошли директор ИСГТ Денис Витольдович Чайковский, ведущий сотрудник научного отдела ИСГТ Оксана Владимировна Блейхер, доценты кафедры экономики ИСГТ Сергей Александрович Дукарт и Людмила Михайловна Борисова.
В игре приняли участие студенческие команды Элитного технического образования, Энергетического института, Института физики высоких технологий и др.
В современном мире достижения системной инженерии в практике проектов используют ведущие мировые организации и компании, занятые заказом, сопровождением и созданием систем. Среди них Министерство обороны США, Федеральное управление гражданской авиации США, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА), корпорация MITRE, корпорация Boeing, Организация Североатлантического договора (НАТО).
В последние годы и отечественные компании, выходящие на мировой рынок, стали внедрять современные технологии управления жизненным циклом сложных систем и проявлять интерес к повышению квалификации в области системной инженерии своих сотрудников. Эта тенденция определяет возникновение и рост спроса на специалистов в области системной инженерии.
Очевидно, что получение образования в области системной инженерии особенно актуально при подготовке инженеров самого различного профиля: инженеров-механиков, инженеров-атомщиков, биоинженеров, программных инженеров и других специалистов по созданию систем и их элементов. Основной задачей системной инженерии является формирование навыков применения методов и инструментов по созданию эффективных систем различных классов, отвечающих нуждам и потребностям бизнеса, общества, власти. Для решения этой задачи системная инженерия, развиваясь как комплексный подход и методика, сосредоточивает внимание на самой сути, сердцевине инженерной деятельности, рассматривая её ключевые аспекты в тесной взаимосвязи. Системная инженерия может стать основой, которая позволит с успехом формировать совокупность компетенций, необходимых выпускникам вузов для успешной адаптации к разнообразным профессиональным инженерным практикам.
Игра проводится в три этапа. Первый этап: формирование команд, численностью 5 человек; выдача задания; сбор информации по объектам.
Второй этап: командная работа по проектированию и конструированию объектов на основании выданного задания под контролем модераторов; оформление полученных результатов в виде отчета и презентации.
Третий этап: защита проектов перед комиссией; внесение корректив на основании сделанных рекомендаций; подготовка к участию команд в международном телемосте с Delft University of Technology, Нидерланды.
На первом этапе студентам было предложено разработать проект межуниверситетского студенческого кампуса на основе существующих потребностей вузов и городской среды Томска. Для этого был подготовлен список потенциально подходящих для размещения кампуса земельных участков: на левом берегу реки Томи, территория набережной реки Томи со стороны города в районе Госуниверситета, территории на пересечении пр. Комсомольского и ул. Енисейской, пересечении ул. Вершинина и ул. Учебной, в районе пл. Транспортной, пр. Кирова.
Команды должны были выбрать наиболее подходящий из участков для размещения кампуса, а также реализации других сопутствующих инвестиционных проектов. При проектировании кампуса с учетом архитектурных особенностей исторического центра Томска, расположения корпусов вузов, существующей инфраструктуры, а также современных дизайнерских решений необходимо было учесть архитектурное и ландшафтное решения располагаемых объектов, прописать бытовую, социальную, научную, сетевую и пр. инфраструктуру кампуса. Так, чтобы объекты кампуса не только отвечали потребностям студентов и преподавателей вузов-участников, но и делали город более современным, комфортным для всех проживающих, не ухудшая существующие условия, а по максимуму их улучшая.
10 июня прошел финальный этап игры. Экспертной комиссии, состоящей из специалистов в области градостроительной политики, ученых, представителей власти и общественности, были представлены три проекта кампуса будущего, прошедших в финал. Каждый проект заслуживает особенного внимания. Студенты, несмотря на отсутствие опыта по проектированию сложных систем, успешно справились с поставленными задачами. Выполненные проекты воплотили в себе и фантазию исполнителей, и результаты аналитической работы команд, и продемонстрировали возможности использования на практике тех компетенций, которые были получены студентами в ходе обучения в ТПУ.
Состав команд, прошедших в финал: команда ИФВТ: третьекурсницы Евгения Постолова, Светлана Иванова, Эржена Арьянова, Оксана Карпова, Ирина Шевченко. Команда ЭНИНа: второкурсники Данила Понуждаев, Михаил Пропой, Александр Потапов, Николай Нафигин, Руслан Смагулов. Команда ИФВТ: третьекурсники Иван Макогон, Александр Ушаков, Дарья Тасимова, Татьяна Вуец, Анастасия Пономарева.
По итогам защиты проектов места распределились так: 1-е место – команда 1, ИФВТ; 2 -е место – команда 3, ИФВТ; 3-е место – команда 2, ЭНИН.
Победители примут участие в телемосте «Томский политехнический университет, Россия – Делфтский технический университет, Нидерланды», который состоится в сентябре.
В рамках телемоста участники смогут представить свои проекты, обменяться мнениями и выработать общую стратегию по развитию магистерской образовательной программы «Системная инженерия» в Томском политехническом университете.