Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Томский научный центр и ТПУ: точки соприкосновения

Томский научный центр СО РАН является одним из эффективных академических центров в составе Российской академии наук. Национальный исследовательский Томский политехнический университет относится к числу лучших отечественных технических вузов. Что их объединяет? Об этом мы беседуем с членом-корреспондентом РАН Николаем Александровичем Ратахиным, председателем Президиума ТНЦ СО РАН, директором Института сильноточной электроники СО РАН, зав. кафедрой сильноточной электроники ТПУ.

 

– Для возглавляемого Вами ИСЭ СО РАН своеобразной колыбелью стал НИИ ЯФ ТПУ, откуда во вновь образованный Институт оптики атмосферы пришел будущий академик Геннадий Андреевич Месяц…

– Да, наш академический институт и Томский политехнический связаны исторически самыми своими корнями. Из числа выпускников ТПУ, работавших в Институте сильноточной электроники, действительными членами РАН стали Г.А. Месяц, Б.М. Ковальчук и С.П. Бугаев, членом-корреспондентом РАН – Ю.А. Котов. Большой вклад в науку внесли Р.Б. Бакшт, Ю.И. Бычков, В.В. Кремнев, В.В. Осипов, Д.И. Проскуровский, В.В. Рыжов, Г.Ю. Юшков и многие другие исследователи, работавшие и продолжающие работать в ИСЭ. В активе ученых института, окончивших ТПУ, два научных открытия, двенадцать премий государственного ранга СССР и РФ, другие престижные отечественные и международные премии.

В 2004 году в ТПУ была создана кафедра сильноточной электроники. Первым ее заведующим стал академик С.Д. Коровин, а в настоящее время ее возглавляю я. Кафедра, относящаяся к Институту физики высоких технологий ТПУ, ежегодно выпускает 8–10 магистров по направлению «Электроника и наноэлектроника», значительная часть которых поступает в аспирантуру Института сильноточной электроники СО РАН.

– Научные коллективы всех институтов и подразделений Томского научного центра СО РАН эффективно взаимодействуют с ТПУ. Какие еще действуют совместные кафедры?

– Институтом физики прочности и материаловедения СО РАН совместно с ТПУ в составе университета созданы две базовые кафедры, на которых обучаются более 100 студентов и магистрантов: это кафедра материаловедения в машиностроении (заведующий кафедрой – академик В.Е. Панин) и кафедра физики высоких технологий в машиностроении (заведующий кафедрой  член-корреспондент РАН С.Г. Псахье). Ежегодно более 50 студентов ТПУ выполняют в ИФПМ СО РАН курсовые, дипломные и магистерские работы.

Профессор С.Л. Шварцев, ведущий научный сотрудник Томского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН, на протяжении многих лет возглавлявший его, заведует кафедрой гидрогеологии, инженерной геологии и гидрогеоэкологии ТПУ.

Многие научные сотрудники академических институтов преподают на кафедрах Томского политехнического университета. Некоторые наши ведущие ученые проработали там не один десяток лет, как например  бывший директор Института химии нефти СО РАН профессор Е.Е. Сироткина, посвятившая Томскому политехническому тридцать с лишним лет.

– Какие научные направления успешно развиваются в ходе совместного сотрудничества?

– С Институтом оптики атмосферы это, прежде всего, работы в области лазеров на парах металлов. ИСЭ СО РАН и  ТПУ выполняются исследования и разработки по применению методов и устройств сильноточной электроники в самых разных технологиях – от воздействия на материалы до работ по космической тематике. С Институтом мониторинга климатических и экологических исследований СО РАН политехники продолжают исследования в сфере изучения естественного импульсного поля Земли, начало которых было заложено еще ректором ТПИ  А.А. Воробьевым. С ИФПМ СО РАН проводятся совместные исследования в области физической мезомеханики, физики прочности и пластичности, методов нанесения упрочняющих и защитных покрытий и модификации поверхностных слоев материалов. Отдел структурной макрокинетики ТНЦ СО РАН осуществляет совместно с ТПУ исследования по синтезу неорганических пигментов с использованием энергосберегающих технологий.

– Студенчество – совершенно особая пора, именно в эти годы некоторые молодые люди осознают, что их призвание – это научная деятельность. По Вашему мнению, вырос ли престиж науки в молодежной среде? И, что принципиально важно, что делается для привлечения талантливой молодежи? Какие перспективы открываются перед молодым человеком, который планирует связать свою жизнь с академической наукой? Зарплата, помощь в решении «квартирного» вопроса?

– За последние годы повысился интерес молодежи к научной деятельности, вырос и ее престиж, несмотря на все те неоднозначные реформы, которые проводятся нашим правительством. Выбирая для себя стезю, и сам молодой человек, и его родители стали больше ориентироваться не только на уровень потенциальной заработной платы (хотя никто не спорит, что и это тоже важно), но и на интеллектуальный, морально-этический уровень той среды, в которую предстоит попасть после окончания вуза.

Что касается Института сильноточной электроники СО РАН, то очень многое делается для того, чтобы выбор научного профиля деятельности выглядел в глазах выпускника привлекательно: это хорошее техническое и приборное оснащение рабочих мест, возможность неплохо зарабатывать (25–30 тысяч для толкового аспиранта это не потолок). Что касается всех академических институтов в целом, то уровень заработной платы научного сотрудника «перешагнул» порог в сорок тысяч рублей (это выше, чем средняя зарплата по городу).

В структуре РАН ведется работа по улучшению жилищных условий научных сотрудников. Если оценить итоги прошлого, 2012 года, то решить «квартирный вопрос» смогли 36 молодых научных сотрудников ТНЦ СО РАН. В 2013 году в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» из федерального бюджета будут вновь выделены средства на эти цели.

Конечно, возникают вопросы о том, что правительством могли бы быть предложены более эффективные механизмы, например беспроцентная ипотека для ряда категорий граждан, потому как сегодня достаточно спорным благом является так называемое служебное жилье.

– В советское время было очень много фильмов, популяризующих именно рабочие будни ученых. К сожалению, сегодня отечественный кинематограф эту традицию утратил, и многим не совсем понятно, в чем же заключается специфика подготовки будущего ученого…

– Прежде всего, особенность наших академических учреждений заключается в том, что нам не требуются инженеры «массового потока», мы испытываем потребность в людях особого склада, способных работать в науке, рассчитывающих в первую очередь на свою голову. Самое лучшее, когда есть возможность уже на первых курсах присматривать таких ребят, выделять их из общего потока и готовить их для себя.

Для научного работника огромное значение имеет хорошее, полноценное фундаментальное образование – то, чем славилась за рубежом советская высшая школа. В нынешних условиях это стало серьезной проблемой. В связи с этим очень важно то, что ,на фоне упадка многих направлений, ТПУ не только продолжает сохранять свои традиции – здесь дают хорошее техническое образование, но и уверенно укрепляет свои позиции, занимая высокие места в различных рейтингах.

Именно в студенчестве формируется характер, жизненные ценности, огромное влияние оказывает общение с преподавателями – интеллигенцией, элитой нашего общества. Думается, в этом заключается одна из миссий ТПУ.

– На последнем Общем собрании Академии наук поднималась тема взаимодействия академических структур с вузами. Крайне неприятно, когда эти две созидательные силы, являющиеся партнерами, пытаются столкнуть, противопоставить друг другу.

– Академическое и образовательное сообщество переживает сложный переходный период, пока нас, образно говоря, пытаются просто «столкнуть лбами». Правительство еще не до конца определилось со своей стратегией в отношении науки, хотя уже давно витают определенные настроения о передаче всей науки в вузы. Априори убежден, что нельзя полноценно заниматься научной и преподавательской деятельностью, показывая на том и на другом поприще высокие результаты: это удел избранных. Выдающийся ученый, получивший результаты мирового уровня, не всегда может представить их перед потоком студентов, равно как и блестящий лектор, наделенный даром зажечь сердца и умы молодежи, может не внести весомого вклада в науку.

Реформаторы ведут себя как «слон в посудной лавке», пытаясь навязать нам некие западные образцы, хотя и там давно существуют структуры, подобные РАН. Но Российская академия наук является отдельной полноценной структурой, имеющей международное признание и авторитет, соответствующие мировым требованиям: и ни один вуз сегодня не имеет таких позиций. При этом РАН выступает сторонницей традиционной интеграции с вузами, но этот процесс должен происходить эволюционно, а не революционно. Поэтому следует усовершенствовать уже созданную структуру, а не ломать и уничтожать ее.

Наш исторический путь – не в перетягивании каната, не в поглощении друг друга, а в сотрудничестве: говоря о Томске, у ТНЦ СО РАН и ТПУ всегда были, есть и будут пути пересечения. Нам следует помогать друг другу и очень быстро реагировать на вызовы мирового уровня, тем самым выстраивая образ России в мировом  пространстве, дабы все научное сообщество воспринимало Томск как точку роста – лидера в сфере инноваций, науки и образования.

СПРАВКА:

Томский научный центр Сибирского отделения Российской Академии наук был создан в 1978 году. Сейчас в состав ТНЦ СО РАН входит пять академических институтов и ряд научных и вспомогательных подразделений. Среди них – Институт оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения Российской академии наук (ИОА СО РАН). Кроме того, Институт мониторинга и климатических систем СО РАН (ИМКС СО РАН), Институт химии нефти Сибирского отделения Российской академии наук (ИХН СО РАН), Институт сильноточной электроники Сибирского отделения Российской академии наук (ИСЭ СО РАН) и Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук (ИФПМ СО РАН). Общая численность сотрудников учреждений научного центра составляет почти две тысячи человек, в том числе 703 научных сотрудника, из них 2 академика РАН (В.Е. Панин. и Б.М. Ковальчук), четыре члена-корреспондента РАН (В.В. Зуев, М.В. Кабанов, С.Г. Псахье и Н.А. Ратахин), 134 доктора наук, 360 кандидатов наук, 157 аспирантов очного и заочного обучения. Молодых научных сотрудников (в возрасте до 33 лет) -–189 человек. Научных сотрудников без степени 198 человек.

 

Ольга БУЛГАКОВА