Об отделе элитного технического образования ТПУ наша газета писала уже не один раз. Тем не менее вопросы, связанные с повышенной учебной нагрузкой, размером стипендий студентов ЭТО, перспективами их трудоустройства после окончания вуза, реальной востребованностью на рынке труда, возникают постоянно. Сегодня мы публикуем интервью с руководителем отдела ЭТО ТПУ, кандидатом технических наук Оксаной Михайловной Замятиной. Как студентам ЭТО удается справляться с повышенной учебной нагрузкой, чем отличается их уровень знаний от подготовки студентов базовых курсов, есть ли спрос на элитных выпускников в стране, обо всём этом – в материале…
РЕАЛЬНЫЕ АМБИЦИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СТИПЕНДИИ
– Студенты ЭТО справляются с особым напряженным ритмом занятий?
– Учиться по программе ЭТО действительно нелегко. В рамках системы у студентов появляется возможность углубленного изучения фундаментальных наук, таких как физика и математика. Но если студенту в рамках базового обучения предлагают готовые формулы, то в рамках системы ЭТО студенту показывают, как их вывести, учат думать, дают комплексные знания, позволяющие выводить эти формулы самостоятельно. Понятно, что это приносит дополнительную нагрузку, но зато мотивирует их на самостоятельную исследовательскую и изобретательскую работу в инженерных областях.
– Существует мнение, что, поступая на обычную базовую программу, они могли бы претендовать на «пятерки», а здесь, при повышенном напряжении и уровне знаний, им достаются «четверки».
– Дело в том, что вес этих оценок абсолютно разный. Мы стараемся объяснить студентам, что они учатся ради знаний, которые им понадобятся в жизни. Да, работодатель в итоге будет смотреть на диплом. Но студенты ЭТО кроме диплома получают и особое портфолио, над которым мы начинаем работать уже с первого курса. В него входит сертификат об успешном освоении программы ЭТО, подписанный ректором ТПУ, а также множество сертификатов о прохождении профильных семинаров, владении углубленным английским языком, обучении в профильных и языковых школах в ведущих европейских университетах, летней школе ЭТО, дипломы и сертификаты за участие и победы на конференциях, олимпиадах, профильных соревнованиях и т.д. Учиться тяжелее, но интереснее: в ЭТО есть дополнительные предметы, нагрузки. Есть и дополнительные стипендии, что позволяет компенсировать, а порой и приумножить обычную академическую стипендию. Также студенты ЭТО активно участвуют в различных конкурсных и грантовых программах. Из 304 наших студентов в мае 2012 года 176 (то есть 46 %) подали заявление на повышенную стипендию. В итоге 82 человека стали её получать, то есть 58 % из подавших заявки. Наибольший успех – 39 стипендий – в номинации «За достижения в науке». Тихон Углов, к примеру, победил в трёх номинациях: научная, учебная деятельность и за достижения в спорте.
– Много ли студентов не выдерживают нагрузок и покидают программу ЭТО?
– Поступают обычно на первый курс программы ЭТО около 200 человек, а в итоге получают диплом около 50. Согласно статистике, одарённых людей в популяции 3–5 %. Из 2000 ежегодно поступающих абитуриентов мы пытаемся выделить именно таких.
За пять лет существования этой программы было 253 выпускника. Многие из них идут в науку, в магистратуру и аспирантуру: из выпускников первого набора четыре человека уже защитили кандидатские диссертации, сейчас готовится к защите своих научных работ вторая волна выпускников ЭТО.
– Как студентам удаётся справляться с повышенной нагрузкой?
– Мы стараемся привить им самоорганизацию, ответственность, умение планировать своё время, расставлять приоритеты, обучаем тайм-менеджменту, проектному менеджменту. Кроме того, ребятам оказывается активная психологическая поддержка во время обучения: студент имеет возможность обсудить с психологом проблемы, которые мешают ему правильно организовать процесс обучения. На всех кризисных стадиях помогаем ему справиться с факторами, мешающими сосредоточиться на учёбе.
ВАЖНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И … УМЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЬ ФИНАНСЫ
– Насколько востребованы сейчас выпускники ЭТО ТПУ?
– В этом году был показательный пример: наша выпускница окончила Институт кибернетики, завершила программу элитной подготовки и уехала работать в компанию MARS. Когда представители компании оценили уровень её знаний и управленческих способностей, они вышли на нас с предложением о дальнейшем сотрудничестве. В этом году запланировано четыре мероприятия с этой компанией, в рамках которых наши студенты получат возможность познакомиться с деятельностью предприятия в рамках ежегодной конференции, летней школы, а также один модуль по управлению проектами будет читаться в рамках дисциплины ЭТО. Как видите, работодатели заинтересованы в появлении у себя таких специалистов. Такие же отношения установились между нами и компаниями НИПИнефть, СХК. Появляется возможность познакомиться с нашими студентами ещё в ходе работы над проблемно-ориентированными проектами, которые реализуются на старших курсах с их участием.
– Специалисты такого высокого уровня, наверное, легко могут найти себе работу и за границей?
– Многие не только находят работу за рубежом, но и продолжают заниматься наукой в аспирантуре европейских университетов. Мы делаем серьёзный акцент на усиленном преподавании английского, так как он является базовым для современной науки. Благодаря этому наши студенты свободно участвуют в международных конференциях, слушают лекции иностранных профессоров и устраиваются на работу в компании с мировым именем. На днях у нас вернулись 30 студентов из университета Дрездена, где они изучали английский язык для инженеров IT и энергетиков, и ещё 10 студентов вернулись из университета прикладных наук г. Бонна, где они изучали робототехнику. Мы стараемся, чтобы все наши студенты вне зависимости от своих финансовых возможностей участвовали в подобных мероприятиях, ТПУ оказывает значительную материальную поддержку. Понятно, что ТПУ не оплачивает 100 % расходов ребят в таких школах, но 30–50 % затрат компенсируется. Также в рамках элективного курса программы ЭТО «Фандрайзинг» мы учим студента привлекать внешние финансовые ресурсы на развитие своих научных, исследовательских, социальных проектов и мобильности.
– В чём ещё заключается отличие выпускника с обычным инженерным образованием и выпускником ЭТО?
– Программа ЭТО позволяет усилить фундаментальные и профессиональные качества, а также развить инженерного лидерство, командную и проектную работу, профессиональнаую коммуникацию. Некоторые известные вузы с мировым именем, готовящие инженеров, проводили среди работодателей опрос на тему, что их устраивает и не устраивает в современных выпускниках. Интересно, что большинство компаний отметили в готовящихся специалистах серьёзный недостаток лидерских качеств, навыков командной работы, общекультурных компетенций. А мы хотим получать инженеров, которые могли бы стать не просто членами коллектива, а умели бы возглавить его, могли говорить с заказчиком на одном языке, самостоятельно предлагать и продвигать технические идеи.
– Обладатели таких знаний должны стремиться и сами создавать свои предприятия? Бывают ли случаи, когда ваши выпускники организуют собственный бизнес?
– Разумеется, такие случаи не редки. Мы стремимся развивать у наших инженерных лидеров способности к предпринимательской и инновационной деятельности. Программа ЭТО содержит набор дисциплин, которые позволяют сформировать именно эти компетенции. Ещё на стадии учёбы мы прививаем им навыки самостоятельного поиска партнёров для финансирования своих проектов. Главное – найти для своей идеи источники поступления денег, потому что сегодня возможностей по привлечению таких внешних источников очень много, и нужно уметь ими пользоваться. Ребята учатся правильно формулировать свою идею, грамотно её подавать, знают, в какой фонд нужно обратиться за финансовой поддержкой, где больше вероятности победить…
ЛИДЕРЫ, ТАК НЕОБХОДИМЫЕ ЭКОНОМИКЕ
– Существует устойчивое мнение, что в России карьерный рост и положение в обществе часто не зависят от уровня знаний выпускника. К тому же, чтобы был спрос на элитного инженера со стороны промышленности, требуется наличие последней. Как в таком случае техническим вузам выйти из этого щекотливого положения?
– К счастью, ТПУ давно зарекомендовал себя как университет, который имеет прочные стабильные связи с ведущими предприятиями страны. Если даже не устраивают темпы экономического роста, то мы, готовя элитных технических инженеров, стараемся сформировать в России ту критическую массу высококлассных специалистов, которая сможет организовать перемены к лучшему в экономике и промышленности. Тем более что опыт ТПУ в подготовке элитных инженеров стали перенимать другие вузы страны. У нас уже есть последователи: Омский государственный технический университет создал факультет элитного образования, то же самое сделал Приволжский университет, Уральский университет путей сообщения, Сибирский федеральный университет. Сейчас мы работаем в рамках программы ТЕМПУС, которая позволит внедрить ЭТО в 20–30 вузах России. Если это произойдёт, то элитные выпускники этих вузов будут менять ситуацию в стране к лучшему.
– Что нового ждёт студентов ЭТО ТПУ в 2013 году?
– Опыт ведущих мировых вузов по подготовке элитных технических специалистов, таких как Массачусетский институт технологий, Инженерный колледж Ф. Олина (США), университет Торонто (Канада), показывает, что такие программы являются экспериментальными. Поэтому с нынешнего года будет ряд изменений в программе и методах обучения. Первое – большее количество учебных часов будет перенаправлено на практическую деятельности студентов, так называемый проблемно-, проектно-ориентированный подход. Например, с 1 сентября будет введена уникальная дисциплина «Введение в инженерное изобретательство». Студенты будут делиться на проектные группы и выбирать проект, интересный команде, а затем технически реализовывать свои идеи. В каждом проекте должна быть механическая, электрическая и IT-составляющая. По курсу предусмотрено 2 лекции, остальное – практическая командная работа. Мы видели нечто похожее в университете г. Олина (США), где студенты сами создали квадрокоптер – летательный аппарат, который вёл видеосъемку объектов и одновременно подвергал цифровой обработке всю полученную визуальную информацию. У нас эта новая дисциплина проводится для студентов второго курса ЭТО. Мы уже оснастили студенческое конструкторское бюро монтажными столами и необходимым оборудованием.
Второе. Мы планируем ввести игровые технологии в большинство классических дисциплин, которые у нас преподаются – в математику, физику, экономику. Наши студенты должны быть не просто слушателями, но активными участниками образовательного процесса, что позволит мотивировать их к посещению занятий, самостоятельному освоению материала и коммуникации.
И последнее, что мы планируем на 2013 год, – это усовершенствовать программу магистратуры ЭТО и открыть для студентов так называемую территорию элитного творчества и проектирования, где они смогут готовиться к занятиям, а также реализовывать свои смелые идеи.
Константин ФРОЛОВ