Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

Как легко и плодотворно жить на стипендию

Студенты – экономическое и духовное богатство Томска: каждый восьмой житель города учится в одном из местных вузов. Студентка Томского политехнического университета Ольга Блохина с её внешностью вполне могла бы стать, например, телеведущей. Но, говорит, неинтересно. Сейчас она ищет способы ликвидировать разливы нефти, занимается с детьми-инвалидами, верит всего в одну сказку и копит со своей стипендии в 50 тысяч рублей на мечту.

МАМА ДОВОЛЬНА

В старших классах Оля увлекалась правами человека, но в 11-м «повернулась совершенно в другую сторону» и собралась поступать в ТПУ в Институт геологии и нефтегазового дела на специальность «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

«Знаний хватало: школу я окончила с золотой медалью, хорошо знала все предметы. Но вокруг говорили и до сих пор многие говорят: «Зачем тебе всё это? Ты же девочка!» Мама окончила ТПУ, но она химик, папа тоже никак не связан с нефтяным делом. А я поступила и не жалею», – улыбается девушка.

Летом 2012 года Ольга окончила ТПУ с красным дипломом. Сейчас учится в магистратуре, в её группе 5 девушек и 28 юношей. Специальность не меняла и не собирается. В будущем планирует получить второе высшее – экономическое. А пока параллельно с магистратурой учится на переводчика в нефтегазовой отрасли.

С Оли Блохиной в семье началась «нефтяная династия» – её старшая сестра, хоть и окончила биолого-почвенный факультет Томского государственного университета, работает в крупной нефтяной компании. Двоюродный брат поступил учиться в ТПУ на «нефтегазовую» специальность. Молодой человек Оли тоже нефтяник.

– Все при хорошем прибыльном деле, все устроены в жизни, то есть мама довольна?

– Довольна.

ДУМАТЬ ЗА СУПЕРМЕНОВ

После нескольких практик Оля сделала вывод, что работать с мужчинами ей нравится больше.

«Почему – не знаю. В каких-то случаях женщины надежней, в каких-то – мужчины, так что не в этом дело. Но они (мужчины), когда объясняют, по полочкам всё раскладывают. Девушка может сказать: «вон та вон синенькая труба», а мужчина объяснит, где она и какого диаметра», – поясняет О. Блохина.

При этом, по мнению молодого специалиста, в любой команде должно быть чёткое разделение труда, в том числе и по гендерному признаку. Например, девушки разрабатывают план и думают, что должно получиться в итоге, а молодые люди перепроверяют и делают.

«В «Газпроме» мы на практике учились работать с газопроводами. Это очень полезно, ты понимаешь, как всё устроено не по чертежам, а на самом деле… Задвижки некоторые нужно вручную двигать. Для девушек это тяжело, и нам помогали молодые люди из группы. А мы им были за это благодарны», – привела пример Оля.

Её научная работа отвечает принципам разделения труда: Ольга исследует томский торф, выясняя его абсорбционные свойства, то есть способность собирать нефть. Так студентка «помогает думать суперменам» – тем, кто устраняет разливы нефти и порывы нефтепроводов. «Торф нужен, чтобы собирать разлившуюся нефть. Например, при порыве нефтепровода. Сейчас пользуются канадским торфом. А у нас свой есть. Прямо под Северском, например, залежи. При этом наш торф по абсорбционным способностям примерно такой же, как канадский, но обходиться будет дешевле, – пояснила О. Блохина.

Торф исследуют здесь же, в одной из аудиторий ТПУ. В шкафу стоят несколько десятков контейнеров с образцами, большинство – из болот Томской области. Для исследований торф, внешне очень напоминающий обычную грязь, измельчают. Торф «крупного помола» получается на принесённой из дома мясорубке, «мелкого помола» – в домашней кофеварке.

После этого получившиеся гранулы опускают в нефть, налитую в стеклянную вазочку и напоминающую черничное варенье или соевый соус. Потом взвешивают напитавшийся нефтью торф и сравнивают, насколько увеличилась масса. По наблюдениям Ольги, один грамм томского торфа впитывает три–восемь граммов нефти.

Девушка пока занимается лабораторной работой, в экспедиции за образцами ещё не ездила, но поездки не пугают – «не на Васюганское же болото» (самое большое болото в мире – ред.). Зато боится работы вахтами или далеко от родного Томска.

«У меня все друзья здесь, родители, близкие. Нет никого в другом городе, ни разу не пробовала дружбы или любви «на расстоянии». И не хочу. Мне кажется, что это ослабляет чувства. Наверное, поэтому и хочу работать в России и не ездить на вахты», – рассказывает О. Блохина.

НАДО БЫТЬ БАРАНОМ

По знаку зодиака Оля – овен. Считает, что это тоже повлияло на характер – очень упряма. И благодаря упрямству добилась всего того, чего добилась, хотя из-за него же иногда страдала.

«Мама меня из-за моего редкостного упрямства называет иногда «мой баранчик», – смеется девушка. И добавляет, что верит всего в одну сказку – о Золушке. Именно потому, что её героиня всего добилась сама – и порядка в доме, и принца.

При этом Оля, в отличие от большинства томских студентов, не работает ни официанткой или продавцом, ни по специальности. И не сидит на родительской шее. Оля Блохина живёт на стипендию. Причем не на привычные для Томска 1,6 тысячи рублей (базовая) или 2,3 тысячи рублей (повышенная).

– Нам в вузе сказали, что твоя стипендия около 50 тысяч рублей. Правильно?

Ольга улыбается, жестикулирует и кивает, что «где-то так». Смеёмся, что «Родя Раскольников учился не там и занимался не тем».

Оля поясняет, что это не одна стипендия, а несколько – за научную, учебную и общественную деятельность. Все три стипендии присуждаются на конкурсной основе. По словам Блохиной, получить их не так уж и трудно, причём в любом вузе. Нужно просто быть пунктуальным, учиться, вовремя сдавать сессию, интересоваться тем, что делаешь, уметь отдыхать и оформлять документы.

«Вовремя получать знания – это и в жизни важно, чтобы быть успешным. Вообще все нужно делать вовремя… Менять вид деятельности, правильно распределять время. Я же не каждый день учусь или занимаюсь наукой. В выходные, например, я езжу в детский дом, занимаюсь с детьми. Правильно оформлять документы тоже важно – у меня есть знакомые, которые занимаются действительно интересным и нужным делом, но не могут это правильно подать», – разъясняет Ольга.

Часть стипендии у неё уходит на оплату обучения на переводчика, часть – на обычные студенческие расходы, часть остаётся. По её мнению, денег она тратит не больше, чем другие студенты. Просто остальным деньги дают родители или приходится подрабатывать.

При этом девушка не сразу смогла ответить, от чего она получает большее удовольствие – от того, что получилось что-то сделать, или от ощущения, что стала лучшей.

«Безусловно, приятно, когда становишься первой. Но все-таки приятней достигать чего-то. А часто бывает, что чего-то достиг и получил за это признание. А потом, когда к чему-то стремишься или чего-то достигаешь, понимаешь, что снова можешь стать из-за этого лучшей», – рассуждает студентка.

ДЕТИ – СВОИ И ЕЩЁ «СВОЁ»

Два-три раза в месяц Оля ездит в интернат «Орлиное гнездо» под Томском. Больше года назад она с единомышленниками выиграла грант фонда Потанина на социальный проект – занятия с детьми. Совсем маленьким воспитанникам интерната волонтёры читают сказки. Для ребят постарше проводят занятия. Ольга с подругой ведут кружок по цветопластике у детей от четырех до восьми лет. В «Орлином гнезде» больше 50 детей от трех до 17 лет, некоторые из них инвалиды. Большая заслуга директора интерната, по мнению Оли, в том, что воспитанники постоянно заняты чем-то интересным.

«На первое занятие мы попали к группе детей-инвалидов. Страшно было. Когда вышли, подумали, что, может быть, не надо нам этим заниматься. Но потом нам дали группу обычных, здоровых детей. И только через год, после того как поменялось расписание, мы снова взяли инвалидов. Другое совершенно было отношение к ним, мы уже опытнее стали», – рассказывает студентка.

В группе у Оли, естественно, есть любимчики, но также естественно, что она этого не показывает. Просто хорошего при встрече становится чуть-чуть больше.

Когда одного из её подопечных забрали в семью, она радовалась вместе с ним. Хотя, признаётся, немного грустно, что больше не увидит ребенка. в конце концов, дети за время общения становятся почти родными. Сейчас девушка старается быть одинаково всем другом – и всем здоровым подопечным, и всем инвалидам. Отмечает, что уже после нескольких занятий перестаёшь замечать, что ребенок – другой.

«Не знаю, смогла бы я тоже взять ребенка из детдома... Сейчас нет такой возможности. Но в любом случае сначала хочу завести своего. И вообще собственный ребенок он как-то...» – задумывается Оля, «укачивая» воображаемого младенца.

– «Своё?»

Девушка кивает.

ЖИЗНЬ – МОРЕ

Она любит путешествовать. В детстве много ездила по России. За последние годы посетила Испанию и Израиль. Много путешествует «по научной деятельности» – недавно вернулась с конференции в Абакане, сейчас собирается в Новосибирск.

«Занимаюсь йогой, в прошлом году молодой человек «поставил» меня на горные лыжи. Первый день падала, а потом начала кататься. Мечтаю заняться дайвингом. А ещё когда-то хотела прыгнуть с парашютом», – рассказывает Оля.

Деньги, не истраченные со стипендии, откладывает – копит на путешествия. Сейчас – на погружение под воду.

«Жизнь можно сравнить с морем: то ласковая и спокойная, то бури, волны, шторм… Иногда бывает, что хочется опустить руки, когда волны и препятствия какие-то серьёзные. Такое бывает в сессию, бывает в личной жизни, в науке, когда бываю в детском доме. Но потом берёшь себя в руки и делаешь. необходимое. Смотрю на людей, которые были рядом со мной когда-то, но потом ушли, отчислились, например. И понимаю, что многим из них просто не хватило упрямства», – Оля снова улыбается.

Кстати:

За последние два года стипендии были повышены на 15 процентов: первый раз в сентябре 2011 года на 9 % и с 1 сентября 2012 года – ещё на 6 %, то есть обучающиеся без троек на бюджетной основе ежемесячно гарантированно получают от государства 1664 рубля. Те, кто учится только на «хорошо» и «отлично», имеют право на повышенные государственные академические стипендии с коэффициентом 1,3. У круглых отличников этот коэффициент составляет уже 1,5. По итогам весеннего семестра в новом учебном году более 600 студентов-политехников получают ежемесячно от 11 тысяч рублей, 76 из них ежемесячно зарабатывают учёбой от 30 до 50 тысяч рублей, а некоторые, с учётом спонсорских поощрений, около 70 тысяч!

Карина САПУНОВА