Война – это всегда чёрно-белое. А ведь даже в те чёрно-белые времена была большая разноцветная и расцветающая по весне Любовь. И никакие бомбы, взрывы и зверства фашистов не могли помешать такому вечному и понятному всем поколениям чувству.
Вспомнить и подумать на тему ВОЙНЫ и ЛЮБВИ на войне предложили в НТБ своим читателям 14 февраля в День всех влюблённых. Студенты и преподаватели приняли активное участие в устном опросе: «Возможна ли любовь на войне? Какая она, фронтовая любовь?»
Все согласились, что любовь «на войне сильней войны, и, быть может, смерти». Приводили в пример своих дедов и прадедов. Рассказывали о верности, как долгие годы ждали с войны, а некоторые из плена, писали трогательные письма своим любимым, и как дождались и затем прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Вспомнили и литературные произведения: пронзительные стихи К. Симонова «Жди меня», А. Твардовского «Василий Тёркин», драматичные «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «На западном фронте без перемен…» Э.М. Ремарка, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Войну и мир» Л. Толстого. Любовь на войне, по мнению читателей, «такая же яркая, красная, как и война», сильная, драматичная, возвышенная, патриотичная, верная, интенсивная…
Многие говорили, что критические условия войны: «никто не знал, что случится в следующий момент», – обостряли чувства, переживания, ведь «на войне выживает только тот, кому есть за что сражаться»…
Тому подтверждением служат реальные истории любви наших фронтовиков-политехников. Фронтовые романы закончились счастливой семейной жизнью у санинструктора полевого госпиталя Андреевой Анны Александровны, супруги Васильченко... А операционную сестру Мальцеву Анастасию Васильевну и красавца-артиллериста Мальцева Павла Тимофеевича, можно сказать, соединила Сталинградская битва: там они познакомились, полюбили друг друга.
«На войне с будущим мужем постоянно шли бок о бок. Австрия, потом Германия. Там-то уж он ухаживал за мной всерьёз. Дали друг другу слово, что если останемся живы – поженимся. И вот Победа! Павел Тимофеевич приезжает, а мне боязно, ведь совсем молодой ещё была. Мне домой надо: там мама одна. Нас четверо в семье было – двое братьев погибли, я самая младшая. Хозяйка, у которой мы в Австрии останавливались, всё меня медведями пугала. «Пусть, – говорит, – капитан Павел один в Сибирь едет, страшно там». В Австрии мы и поженились...» – вспоминает Анастасия Васильевна.
На войне бывает всякое, и всё по максимуму. Горе – непреодолимое и страшное. Дружба, прошедшая сквозь годы и войны. И Любовь – одна и на всю жизнь.