Газета Национального исследовательского
Томского политехнического университета
Newspaper of National Research
Tomsk Polytechnic University
16+
Основана 15 марта 1931 года  ♦  FOUNDED ON MARCH 15, 1931
Архив номеров Поиск

От латыни до «Santa Lucia»

В конце апреля мне удалось побывать на занятии по немецкому языку у преподавателя Н.С.Метальниковой, которая обсуждала со студентами первого курса АЭМФ животрепещущую тему: \"Языки открывают двери\".

Все свои высказывания студенты делали только на немецком языке. Они рассуждали о преимуществах знания иностранных языков, например, в учебе, в профессии, в устройстве на работу, в путешествии и, конечно, в лучшем понимании людей других стран и их культуры. \"Иностранные языки развивают человека, обогащают духовно\". Не случайно было приведено высказывание Гете: \"Кто не знает иностранных языков, тот не знает и своего собственного\". Студенты показали владение информацией, какая языковая политика проводится в 15 странах Европейского Союза. Оказывается, 29% всех граждан ЕС свободно говорят по-английски, а 41% могут лишь на нем объясняться. Почти треть (32%) всех граждан ЕС говорят по-немецки, а немецкий как родной язык составляет 24%. В целом более 100 миллионов человек могут хорошо объясняться по-немецки.

Студенты обосновали свое мнение, почему большинству граждан ЕС необходимо сегодня владеть тремя иностранными языками. Выделив самые распространенные из 30 существующих языков современной Европы, языком номер 1 - назвали английский, номер 2 - немецкий, номер 3 - французский и испанский, номер 4 - русский. Студенты понимают, что иностранные языки не самоцель, а средство межличностного и межкультурного общения.

Было отмечено, что сегодня уже не доминирует английский язык, он все больше становится техническим языком, а распространяется многоязычие.

Студенты отдали должное латинскому языку, который после падения Священной Римской империи продолжал применяться в научных трактатах, юриспруденции, медицине, в католической церкви. Каждый студент привел примеры популярных латинских выражений, например: Historia est magistra; repetitio est mater studiorum; persona grata и др.

Кроме того, назвали массу слов из латинского, которые широко используются как в русском, так и в других европейских языках. Живо обсуждались такие вопросы, как: в каком возрасте нужно изучать иностранные языки; что необходимо для быстрого изучения языков; на каких языках могут объясняться родители.

На вопрос преподавателя: \"Кто хорошо говорит по-немецки?\" Весело ответили: \"Мы и президент Путин\". Затем демонстрировали свое знание немецкого языка в диалогах с использованием диалектных слов, в чтении стихов и защите реферата на тему: \"Европейский Союз. Евро.\" (студенты Фисенко С. и Сурник С.).

С особым интересом говорилось о том, что иностранные языки переживают сегодня в ТПУ самый настоящий бум. В нашем университете многое делается для изучения китайского, японского, испанского, не говоря уж об английском, немецком и французском языках. Многие профессора и доценты изучают прежде всего английский, некоторые владеют немецким, французским и др. Наш ректор Похолков Ю.П. хорошо говорит по-английски, а в школе учил немецкий. Профессор Чучалин А.И. читает на английском лекции за рубежом.

На Video студенты увидели профессора Дульзона А.А., который выступал на немецком языке с научным докладом об измельчении стекла в Германии. Это большой стимул к изучению языков. Мне самой пришлось вступить в полилог со студентами, и мои знания тоже пригодились. Это насыщенное и полезное занятие завершилось двукратным исполнением замечательной песни Santa Lucia. На итальянском языке пел профессор Чучалин И.П. (это одно из его любимых произведений), а студенты спели на немецком языке. Цель развития многоязычия достигнута.

О. Лойко, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации